Церковная реформа XVII века как идеологическая диверсия и национальная катастрофа

Кутузов Б.П. Церковная реформа XVII века как идеологическая диверсия и национальная катастрофа. -М., 2003

2003

Содержание

Часть I. К вопросу о церковной «реформе» XVII века

Часть II. Преступная «реформа»

Часть III. Никоно-алексеевская «реформа» — великая фальшивка XVII века

Заключение

OCR
Глава

32

«Да приведет Господь расстоящаяся
паки воедино

Раскол

-

... »

великая трагедия Русской Церкви и Рос­

сийского государства, ибо, «где нарушалось единство ре­

лигии, там стихии народности разлагались, дробились,
исчезали», а с ними «упадали правительства и разъеди­

нялись народы» (митр. Московский Филарет). В наше
время призыв к единству актуален как никогда, и обра­
щен он не только к невоцерковленному миру, но и, осо­

бенно, к самой Церкви.

Призыв Э'ЮГ прозвучал больше тридщпи лет назад, в

1971

г.,

на Поместном Соборе Русской Право славной Церкви. Собор

торжественно отменил клятвы (анафематствования) на ста­
рые обряды и на тех, кто их придерживается. А сами старые
русские церковные обряды были пр из наны спасительными и
равночестными новым. Кроме того, никонова реформа была
охарактеризована как «крутая и поспешная ломка русской

церковной обрядности». Основания для замены двуперстия
на троеперстие объявлялись более чем сомнительными.
Неожиданным это постановление Собора может пока­
заться лишь на первый взгляд, поскольку равночестность ста­

рых и новых обрядов признавалась нашими церковными влас­
тями уже давно - об этом можно было прочесть еще в 1765
году в «Увещании православной кафолической Церкви». Ряд
положительных решений по этому вопросу был принят цер­
ковными органами в

1906, 1918 и 1929 гг.
1971 г. лишь подвел итог многолет­

Таким образом, Собор

ней дискуссии по старому обряду, а точнее, утвердил реше-

518