Церковная реформа XVII века как идеологическая диверсия и национальная катастрофа

Кутузов Б.П. Церковная реформа XVII века как идеологическая диверсия и национальная катастрофа. -М., 2003

2003

Содержание

Часть I. К вопросу о церковной «реформе» XVII века

Часть II. Преступная «реформа»

Часть III. Никоно-алексеевская «реформа» — великая фальшивка XVII века

Заключение

OCR
Глава

26

Начало болезней,
или Две прелюдии к «реформе»
а) Единогласие и неедиllогласие (.многогласие)
о какой~то болезненной склонности царя Алексея Ми­
хайловича к различного рода сомнительным экспериментам

и реформам уже говорилось: то он пытается развести в Под­
московье тутового шелкопряда или выращивать виноград и
миндаль, то приказывает чеканить медные ден~ги в неогра­

ниченном количестве, что приводит к «медному» бунту, то
экспериментирует на царской кухне и т. п.

Некоей прелюдией к роковой всеобъемлющей церковной
реформе явились первые две реформы царя Алексея Михай­
ловича - переход от неединогласия (многогласия) к едино­
гласию и от раздельноречного (наонного, хомового) пения к

истинноречному (наречному). Эти реформы и положили на­
чало смуте. Это были как бы первые подземные толчки и глу­
хие раскаты грома перед будущим губительным землетрясе­
нием, которое напрочь расколет Русскую Церковь и общество.
Термины «многогласие» и «единогласие»

-

литургичес­

кие, в отличие от певческих «многоголосие» и «одноголосие».

Сущность явления многогласия (неединогласия) заклю­
чалась в одновременном отправлении различных частей служ­

бы с целью сокращения времени богослужения, необходи­
мость чего всегда ощущал ась как прихожанами, так и свя­

щеннослужителями. Сегодняшняя церковная практика
полностью оправдывает саму идею многогласия, служба в
приходских церквах значительно короче, чем в монастырях,

где богослужение идет без сокращений, строго по уставу А на

442