Церковная реформа XVII века как идеологическая диверсия и национальная катастрофа

Кутузов Б.П. Церковная реформа XVII века как идеологическая диверсия и национальная катастрофа. -М., 2003

2003

Содержание

Часть I. К вопросу о церковной «реформе» XVII века

Часть II. Преступная «реформа»

Часть III. Никоно-алексеевская «реформа» — великая фальшивка XVII века

Заключение

OCR
Глава

16

о двуперстии и троеперстии
Бытует мнение, что авторитет греков стал причиной того,
что мы перешли от двуперстия к троеперстию. Так ли это?
С внешней стороны вроде бы так

-

да, стремились к еди­

нообразию с греками, поэmму и перешли к троепepcrию. Однако
именно авторитет ли греков был причиной этого? Правомер­
ность постановки такого вопроса подтверждает следующий ис­

торический факт.
Желая оправдать начатые церковные преобразования,
Никон в

1654

г. отправил Константинопольскому патриарху

Паисию грамоту с вопросами церковно-обрядового характе­
ра (в том числе и о троеперстии) с просьбой рассмотреть их
собором и дать на них ответ. Паисий от лица собора отвечал:
«Если случится, что какая-нибудь церковь будет отличаться
от другой какими-либо порядками, неважными и несуще­
ственными для веры (какими перстами должен благословлять
священник и т.д.), то это не должно про изводить никакого

разделения ... Не следует нам и теперь думать, будто извра­
щается наша православная вера, если кто-нибудь имеет чи­
нопоследование, несколько отличающееся в вещах, которые

не принадлежат к числу существенных, лишь бы соглашать­

ся в важных и главных с кафолическою церковью»!.
По поводу ответного послания Константинопольского

патриарха Паисия н.Каптерев замечает следующее: «Ответ
патриарха можно перевести таким образом: греки употреб­
ляют в крестном знамении троеперстие, и они вполне правы,
потому что исповедуют этим правое право славное вероуче­

ние, а русские могут держаться своего векового обычая

-

двоеперстия и будут также правы, если они, конечно, соеди2бб