Звериный стиль

Эренбург Б.А. Звериный стиль. -Пермь:Сенатор, 2014. -212 с., ил.

2014

Содержание

Предисловие

Бьярмы

Космос

Космограмма

Галерея звериного стиля

Великое переселение народов

Книга богинь

Великий хромой

Трое в лодке

История единорога

Из манси в персы

Звериный стиль мира

Люди-лоси, двойники зверей

Имя Альви

Близнецы

Пантеон

Женщины бьярмов

Происхождение людей

Бог-художник

Золотой лось

Путешествие в Нижний мир за луной и солнцем

Путешествие в страну птиц .

Птицы

Медведь — сын божий, убитый и вознесенный

Танец богов и схватки зверей

Души бьярмов

Круговорот душ

Священные числа: 3, 5, 7

Перевертыши

Мосты

Гибриды

Философия жизни

Военные обычаи

Лук, посох и сабля

Танец с саблями

Погребальный обряд

Реинкарнация

Шаманы

Человеческие жертвоприношения

Железо и бронза

Походный алтарь

Из варяг в бьярмы: пояса силы .

История огня и волшебные кресала

Сур

Сказители

Волшебная сказка

Баба-яга

Змея, конь, всадник, девушка .

Сказки для детей в зверином стиле

Лягушка

Страна

Загадка венгров

Страны Вису и Йура

Биармия

Семь котлов

Духи

Расцвет и закат

Послесловие

Словарь языка пермского звериного стиля

Предисловие к альбому

Альбом

OCR
Технологии

И С ТО Р И Я

Материал амулетов звериного стиля —
бронза, металлические сплавы на основе
меди, иногда серебро. На некоторых
амулетах остались следы позолоты.

галерея Звериного стиля

Мастера бронзовых амулетов владели
искусством отливки, шлифовки, напайки
отдельных частей изображений.
Большинство обычных амулетов были
деревянными. Техника резьбы по дереву
достигла у лесного народа бьярмов
высокого искусства. Но у шаманов,
вождей и в святилищах были амулеты
из настоящих металлов, которые так
ценили духи: бронза, серебро, медь. Родовой
дух-покровитель также предпочитал
бронзу.
С помощью деревянной модели делали
оттиск в глине и получали двустороннюю
глиняную форму. Затем в форму заливали
бронзу. Существовали сложные отливки
на основе восковых моделей. Но самым
важным был процесс передачи магической
силы «тонх» амулету. Для этого во время
специального ритуала деревянный амулет
перед погружением в глину смачивали
жертвенной кровью. Необходимо было
следить, чтобы жертвенное животное
было соответствующего цвета. Черное —
если дух-покровитель или божество было
из Нижнего мира. Пестрое — если это
была богиня земли или духи Среднего мира.
Белое — для божества или духа Верхнего
мира. Цвет строго соответствовал
подбору животных на праздничных
жертвоприношениях

8

И С ТО Р И Я

Среди тысяч пластин звериного стиля можно заметить сюжеты и персонажей,
составлявших основной пантеон богов и духов бьярмов. Прежде всего, это
человеколоси, создания с головами лосей, копытцами, иногда с крыльями и
часто с птичьим клювом. Как правило, это существо стоит на звере-гибриде
из частей разных животных. На некоторых пластинах изображена семерка человеколосей, стоящих на головах птиц. Множество найденных человеколосей
позволяет предположить, что это изображения домашних духов-хранителей,
которых полагалось иметь в каждом доме. Встречается изображение семьи:
отец, мать и ребенок. Есть бронзовые изображения женщины с младенцем — языческой мадонны. Некоторые пластины выглядят как иллюстрации
к сказкам: герой с девушкой на коне скачет в тридевятое царство. Существуют космограммы: лось на рыбе, человек на гибриде, стоящем на рыбе. Эти
композиции демонстрируют представления бьярмов о строении Вселенной.
Помимо этого среди предметов звериного стиля множество зооморфных
изображений: лоси, лягушки, ящерицы, змеи, огромное количество птиц и
гибридных существ. Гибриды часто представляют комбинации водных животных и рыб с наземными животными и птицами. Встречаются двуглавые и
трехглавые птицы с человеческой личиной на груди, обрамленной лосиными головами, возможно, это покровители рода людей-лосей. Попадаются
изображения медведя в виде отдельных фигур-статуэток, а также головы
медведя на пряжках, бляхах и пронизках. Существуют изображения птиц
с человеческой головой и медведей в комбинации с другими животными.
Есть множество птиц с человеческой личиной на груди, изображением
первопредка. Среди пронизок немало крылатых собак, попадаются также
птицы с головой лося или лоси с крыльями. Встречаются животные-близнецы в так называемой геральдической позе, например, бобры, попадаются
животные в «сценах терзания», напоминающие скифо-сарматские сюжеты.
Среди животных существуют двуглавые гибриды собак и птиц. Сохранилось
немало бронзовых инструментов: кресал, гребешков, копоушек, наверший
ножей с изображениями животных, сообщавших предметам магическим
путем свою силу. Особое место среди этого собрания занимают пластины
с фигурами богинь, окруженных зверями-помощниками, фигурки божества
в виде филина и некоторые другие амулеты.
Важно понимать, что среди этих изображений нет ни одного случайного
элемента, нет образцов вольной фантазии, как у современного художника.
Мастера средневековья постоянно воспроизводили известную им по мифам
картину мира, в которой все персонажи связаны особыми отношениями.
Эти связи обязательно обозначены на пластинах в виде определенных элементов, например, крыльев, хвостов, других частей животных, количества
голов у персонажа, расположения персонажей относительно друг друга.
Это мир, все части которого словно пазлы стоят на своем месте и составляют одну картину. Такая особенность творчества позволит нам воспринимать
амулеты как знаки языка, а история, археология и этнография дадут ключи
для чтения пиктограмм металлической библиотеки.
Ни одна из дописьменных культур Евразии не сохранила нам столько
«говорящих» изображений, как небольшая страна Биармия-Вису на севере
Прикамья. Множество изделий звериного стиля найдено в Сибири. Разгадав тайны звериного стиля, мы сможем понять не только смысл бронзовых
фигур, но также найти начала и концы многих историй, протянувшихся от
средневековья до нашего времени.