Рис. 98
«Баба-яга». Человеколосиха
Рис. 99
Магическое пермское кольцо с головами
змей тоже попадет в сказку
Рис. 100
Всадница. Конь ступает по змее
забылся, но сказка столетиями хранит главное: магию превращений и веру
в волшебство. Еще сказка сохраняет память о волшебных предметах: ковре-самолете, сапогах-скороходах и множестве других.
Некогда подобные вещи были частью обряда: магические обереги спасали владельцу жизнь, наделяли невиданной силой, приносили удачу. Мир
изменился, вера ушла, но память о них сохранилась в сказках. И не только
в сказке. В коллекциях звериного стиля есть немало настоящих «волшебных» предметов.
Это кресала с конями, всадниками, птицами, медведями. Рождение огня
от удара металлом по кремню считалось чудом. В сказке это вызывает появление чудесных помощников (например, псов у Андерсена в «Огниве» или
коней в русских сказках). В обряде и мифе именно близнецы-помощники
добывали из параллельных миров огонь.
Игольница — тоже волшебный предмет. Создатели звериного стиля
приносили игольницу с иглой в святилище по случаю рождения девочки.
При рождении мальчика духам жертвовали маленький лук со стрелой. Иглу,
как и стрелу, духи одаривали душой будущей жены или охотника-воина. Отсюда ведут следы к сказочной душе (например, Кощея), спрятанной где-то в
игле. Понятно также, почему стрела, пущенная наугад героем сказки, часто
решает его судьбу.
Пермская подвеска, украшение женского костюма, поможет разгадать
поворот сюжета, где герой бросает волшебный гребешок, и перед преследователем встает непроходимый лес. Это не расческа, таким гребешком не
причешешься, это — действительно волшебный гребешок с непроходимым
лесом зубьев, его функция — оберегать владельца.
Как и сказочное зеркальце, в котором можно увидеть будущее. С зеркалом — самая интересная история. Шаманы создателей звериного стиля, процарапывая кинжалом блестящую бронзу, наносили на зеркала свои
«граффити» — магические рисунки. Приглядевшись, в зеркалах можно
было различить лица божеств и священных зверей. Загадочный обряд превратился в то самое «свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду расскажи»,
которое все мы слышали в детстве. Теперь понятно, что правду знает не зеркальце, а духи и божества, спрятанные в нем.
Языческие обряды народов схожи, поэтому «волшебные» предметы звериного стиля созвучны не только угорским сказаниям, но и русским сказкам. Сарматы оказали огромное влияние на становление славян, оставив
следы в славянской языческой мифологии, от древнейших праздников огня
и культа солнечных богов до звериного стиля барельефов владимирских и
суздальских соборов. Христианство уничтожило большинство языческих
амулетов в Древней Руси. Но волшебные предметы в Прикамье столетия
спокойно пролежали в чердынских землях и попали в нашу эпоху прямо из
сказочных времен.
БАБА-ЯГА
Рис. 101
Двое на коне. Конь ступает по змее
58
м и ф о л о г ия
О влиянии мифологии финно-угров на развитие русской сказки можно написать большую книгу, богато иллюстрированную изображениями звериного стиля. Мы уже писали о волшебном гребешке, огниве, чудесном зеркале,
кольцах, игольнице и других волшебных предметах звериного стиля в русской сказке. Теперь поговорим о Бабе-яге.
В XI–XII вв. новгородские отряды на огромных пространствах от Ладоги
и Двины до Камы и Лозьвы встречали финно-угорское население. Крещеные недавно русичи формировали свою христианскую картину мира, и в этой
композиции место чертей, леших, ведьм занимали опасные языческие боги.