Звериный стиль

Эренбург Б.А. Звериный стиль. -Пермь:Сенатор, 2014. -212 с., ил.

2014

Содержание

Предисловие

Бьярмы

Космос

Космограмма

Галерея звериного стиля

Великое переселение народов

Книга богинь

Великий хромой

Трое в лодке

История единорога

Из манси в персы

Звериный стиль мира

Люди-лоси, двойники зверей

Имя Альви

Близнецы

Пантеон

Женщины бьярмов

Происхождение людей

Бог-художник

Золотой лось

Путешествие в Нижний мир за луной и солнцем

Путешествие в страну птиц .

Птицы

Медведь — сын божий, убитый и вознесенный

Танец богов и схватки зверей

Души бьярмов

Круговорот душ

Священные числа: 3, 5, 7

Перевертыши

Мосты

Гибриды

Философия жизни

Военные обычаи

Лук, посох и сабля

Танец с саблями

Погребальный обряд

Реинкарнация

Шаманы

Человеческие жертвоприношения

Железо и бронза

Походный алтарь

Из варяг в бьярмы: пояса силы .

История огня и волшебные кресала

Сур

Сказители

Волшебная сказка

Баба-яга

Змея, конь, всадник, девушка .

Сказки для детей в зверином стиле

Лягушка

Страна

Загадка венгров

Страны Вису и Йура

Биармия

Семь котлов

Духи

Расцвет и закат

Послесловие

Словарь языка пермского звериного стиля

Предисловие к альбому

Альбом

OCR
Крылатые собаки
Крылатые собаки — помощники шаманов и проводники умерших в преисподнюю. Они могут видеть и чуять невидимых духов.
Крылатые собаки с одной головой — обычные проводники покойников
в Нижний мир. Большинство пронизок с крылатыми собаками найдено в
погребениях. У богов и шаманов были двуглавые крылатые псы — волшебные помощники для путешествий за границу нашего мира. Потерев бронзового пса, шаман обретал его способности видеть невидимое, видеть духов.
Привычка гладить «на удачу» бронзовые скульптуры сохранилась до наших
дней. Уральцы средневековья, как и скандинавы, верили, что духов можно
увидеть, посмотрев между ушами собаки. Образ крылатой собаки пришел в
Прикамье из Ирана. Крылатый пес или барс Сэнмурв — популярный герой
многих иранских мифов, фирменный знак династии Сасанидов.

Рис. 82
Единорог из «Книги богинь»

Арабский путешественник X века
Ибн Фадлан так описывает единорога

Лосептицы
В противоположность собакам гибриды лосептицы, возможно, сопровождали души к богам, в Верхний мир. Пронизок с головой лося и телом
птицы найдено в погребениях гораздо меньше, чем крылатых собак.

булгарских степей (район Татарстана).
Реалистическое описание мифического
зверя отражает пытливую атмосферу
X века:
В степи (есть) животное меньшее, чем
верблюд, по величине, но выше быка. Голова
его, это голова барашка, а хвост его — хвост

история

быка, тело его — тело мула, копыта его
подобны копытам быка. У него посередине
головы один рог толстый круглый; по мере того,

Философия жизни

как он возвышается (приближается к кончику),
он становится все тоньше, пока не сделается
подобным наконечнику копья. И из них (рогов)

Все, что движется и меняется, живет. Движение — это жизнь. Так считали
бьярмы. Живут зверь, птица, рыба, человек, дух, гром, ветер, камень, лед,
вода. «Человек, зверь, птица живые потому, что движутся и имеют соответствующую форму. Следовательно, все, напоминающее по форме эти существа, будет живым. Живым считается камень, похожий на медведя. Снег
живой, пока падает, а лежачий снег — не живой. При таянии снег превращается в воду и оживает. Вода в реке живая, но она умирает, превращаясь
в лед. Лед живой (трещит!), но умирает, превращаясь в воду. Вода в посуде
мертвая, она не течет, в ней не живут рыбы.
Лето живет, но умирает, превращаясь в осень. Осень живет, но умирает,
превращаясь в зиму» (Кулемзин В.М., 1984).
Мироощущению бьярмов и хантов могли бы позавидовать лидеры экологов XXI века. Сооружая временное убежище зимой в лесу, перед тем как
наломать веток, бьярм оправдывался перед деревом и объяснял ему, что не
может спать на снегу. Форма и содержание нераздельны. Меняется форма,
исчезает значение и теряется смысл. Так, не стоит оставлять свои отпечатки
на снегу, следы — копия ноги оставившего их охотника. Весной, когда отпечатки потеряют форму и растают, это может повредить человеку.
Человек думает лицом, выражение лица и глаз меняется от каждой мысли. Там, где мы крутим пальцем у виска, бьярм обводил пальцем лицо, намекая, что у собеседника с головой не в порядке. Жест сохранился у хантов.
Каждый предмет, к которому прикоснулась рука человека, вступает с
ним в определенные отношения, очеловечивается. Звери, птицы, деревья,
духи, вещи, огонь чувствуют отношение к себе. Неправедный гнев и злость
могут вернуться обратно, обернуться бедой.
Человек вступает в договорные отношения со всем живущим на земле
и не должен нарушать договор. Человек не венец природы и не центр ее.
У природы нет иерархии и нет центра, как, например, для нас нет центра
у интернета. Смерть не трагична и не страшна, человек просто переходит

иной имеет в длину от пяти локтей до трех
локтей в соответствии с большим или меньшим
размером (животного). Оно питается (букв.:
пасется на) листьями деревьев, имеющими
превосходную зелень. Когда оно увидит
всадника, то направляется к нему, и если
под ним (всадником) был рысак, то он (рысак)
ищет спасения от него в усиленном бегстве,
а если оно его (всадника) догонит, то оно
хватает его своим рогом со спины его лошади,
потом подбрасывает его в воздухе и встречает
его своим рогом, и не перестает (делать) таким
образом, пока не убьет его.

м и ф о л о г ия . история

47