фавны, сатиры с копытцами, лешие и др. языческие божества происхождением из локальных культов. Но только пермский человеколось гениально
сочетает в себе элементы персонажей, которых христианство разделило и
развело по вертикали: крылья ангела-хранителя и копыта черта. И черт, и
ангел-хранитель занимаются душой человека, но в разных сферах, а пермский языческий человеколось работает за двоих: может спасти, а может и
наказать.
Как и весь звериный стиль средневековья, этот образ обладает огромным значением, занимает особое место в мировой культуре. При этом образ
человеколося — «визитная карточка» пермского звериного стиля. Нигде,
кроме Пермского края и республики Коми, на территории Евразии такого
образа не существует.
Рис. 47
Альви, Светлый мальчик, Сын Бога, геройпосредник между людьми и отцом. Главный
защитник людей, наряду с Великой богиней.
Рос не по дням, а по часам, совершал
подвиги, едва покинув колыбель. Хозяин
лосей, царь птиц, покровитель людей.
Человеколось в пермском зверином стиле всегда стоит на звере, часто
это гибрид из различных животных. Зверь отделяет героя от Нижнего мира,
от подземных духов. У композиции пластин есть прямая аналогия с реальностью. Средневековый уральский охотник тоже стоит на лосе, выдре: деревянные лыжи подбивали камусом, подклеивали снизу мехом животных:
выдры, лося. Мех препятствовал скольжению назад. Шкуры жертвенных
животных, посвященных подземному божеству Куль-отыру, манси зарывали
под полом жилища. Звери защищали человека от опасного Нижнего мира.
с. Редикор, Чердынский р-н Пермского края
ИМЯ АЛЬВИ
Рис. 48
Альви, судя по-всему, командовал не только
животными, но и волшебными напитками.
В нем было «дионисийское» начало.
Опьянение играло роль своеобразной
инициации, ритуального изменения
сознания у древних иранцев с их священным
напитком хаомой, затем у скифов,
сарматов, впоследствии у бьярмов и
хантов и манси.
Колосья ячменя обозначают пиво. Пиво
было жертвенным напитком – его лили
в праздники на корни священных деревьев.
У поздних манси и ханты Мир-Сусне-Хум
изображался с бутылкой водки в одной
руке и табакеркой в другой. Оттенок
инициации у первого опьянения сохранился
и в русской культуре.
д. Омелино, Чердынский р-н Пермского края
28
м и ф о л о г ия
Цивилизация звериного стиля молчалива. Не обладая письменностью и не
оставив свидетелей, она скрыла от нас многое, в том числе имена своих богов. По пиктограммам — изображениям на пластинах — мы можем расшифровать функции божеств, понять иерархию в пантеоне, отношение друг
к другу. Мы можем даже реконструировать обряд, поскольку на многих пластинах рядом с богами изображены головы человеческих и животных жертв.
Но как узнать их имена? Большинство имен богов бьярмов в этой книге
условны, но одно имя можно восстановить с большой точностью. И это имя
основного божества бьярмов. По торговым путям бьярмов с юга на север в
страну Вису на Вишере попадали не только товары — оружие и серебряная
посуда из Ирана и Византии, но и мифы. На Севере с большим вниманием
прислушивались к рассказам южан о строении мира, о богах и героях далекого Ирана. Многое из услышанного нашло отражение в изделиях звериного стиля. Некоторые мифы попали через Верхнее Прикамье в Сибирь,
сохранились до XX века у народов Зауралья и были зафиксированы этнографами. Общеизвестно сходство главного божества манси «смотрящего за
миром» Мир-Сусне-Хума с иранским Митрой. При этом герой манси и хантов Мир-Сусне-Хум обладает множеством имен (Ас-тый-Ики, Урт, Альвали, Тарпыг, Али-хум и другие). Какие-то из этих имен были даны ему уграми
Зауралья, но одно из них пришло издалека.
И здесь нам поможет сопоставление угорских и иранских мифов.
«На медвежьих игрищах Ас-тый-ики одевают спереди один белый
халат и сзади также один белый халат, таким образом, друг на друга надевают с разных сторон два халата. Одну руку выступающему
актеру привязывают, так как считается, если Ас-тый-ики будет
танцевать двумя руками, разнесет всю вселенную, настолько сильное божество» (Кулемзин В. М., 1984).
Теперь сравним это с иранской легендой:
«...когда Али сражался, Бог посылал двух могущественных ангелов
удерживать его руку, в которой меч; иначе он порубил бы на куски не