Загадка венгров
Рис. 107
Миниатюрная погребальная серебряная
маска. Размеры: 3,7 × 3,2 см.
Верхнее Прикамье
66
история
В эпоху создания звериного стиля в Прикамье существовали два народа, северные и южные бьярмы. В науке известны две археологические культуры,
ломоватовская и неволинская. Первая располагалась в Верхнем Прикамье
по Каме, Колве и Вишере, вторая, неволинская культура, в конце IV — начале IX в. занимала довольно значительную площадь — около 15 тыс. кв. м
(это примерно половина современной Бельгии) в бассейне реки Сылвы, одного из крупных левых притоков Камы. На этой территории известно более
270 памятников, из которых около 200 селищ и около 50 городищ (Голдина Р. Д., 1990). Неволинцы торговали с Византией и Ираном, на территории обнаружено более 20 кладов южного импорта, была развита металлургия, мастера славились наборными поясами, кресалами, подвесками и т.д.
Потомки аланов и пришедших сюда в VI веке угров, неволинцы сохранили
в прикамской лесостепи коневодство, мобильность кочевников и аланские
предания о городах Причерноморья.
В начале девятого века южные бьярмы таинственным образом исчезают.
По данным археологии, к концу девятого века города неволинской культуры пусты, могильники заброшены. Обычно пишут, что население ушло на
юг и вошло в состав Волжской Булгарии. Отчасти это правда. По неизвестным причинам народ ушел, но гораздо дальше, не просто на Волгу. Известно, что венгры пришли на Дунай в IX веке откуда-то из южнорусских степей.
Их язык, как доказано, имеет несомненное родство с угорскими языками
хантов и манси. В венгерском языке выделено немало аланских слов: hid —
мост, vert — броня, asszony — госпожа, женщина, kard – меч, ezüst —
серебро, üveg — стекло и др. В древних погребениях венгров обнаружены
посмертные серебряные маски. В погребении на Дунае найдено серебряное
блюдо, в уральской манере прочерченное кинжалом (Фодор И.). Угорский
язык, граффити на блюдах и обычай погребения в серебряных посмертных
масках пересекались в одном месте: в Прикамье. И мы знаем целый народ,
исчезнувший таинственно из этих мест.
Мы даже можем проследить путь этого народа по погребениям с масками и свидетельствам средневековых письменных источников. Маски и
множество прикамских вещей встречаются в могильнике Большие Тиганы
в низовьях Камы в центре Волжской Булгарии. Погребальный обряд аналогичен захоронениям в Венгрии. Могильник датируется серединой девятого
века. В Танкеевском могильнике на левобережье Волги (Булгария), кроме
масок, обнаружено много шумящих подвесок, копоушек и других женских
украшений, характерных для пермских создателей звериного стиля. Далее
серебряная маска обнаружена в венгерском могильнике у с. Манвеловка
в Приднепровье. Мы видим, что угры-венгры через Булгарию шли в Меотиду, в Причерноморье, где когда-то цвели города греко-сарматского Боспорского царства и куда в начале нашего тысячелетия каждую зиму приходили кочевые аланские племена. Ранняя венгерская хроника «Анонима»
(Магистра П.) называет две возможные прародины венгров — Меотиду
(Приазовье) и степи за Волгой возле Уральских гор. Это как раз крайние
точки кочевого аланского «маятника».
Но угры не нашли родины «Золотого века» аланов в Меотиде. К IX веку
города Боспора четыре столетия лежали в руинах. Правившие там хазары
не обрадовались воинственным пришельцам и вынудили их покинуть территорию каганата. По письменным источникам мы знаем, что «орда Леведия»
(так назвал группу племен византийский император Константин Багрянородный в трактате «Об управлении империей») покинула Булгарию, одно
время жила в Приднепровье у границ хазарского каганата, затем ушла на
запад и по горам, которые стали потом именовать угорскими, обошла Киев.
Под давлением печенегов венгры отошли в Болгарию, где потерпели во-