Своих Перуна и Ладу новгородцы к тому времени подзабыли, зато идолы финно-угров были повсюду. Человеколоси на копытах превращались для
новоиспеченных христиан в чертей и леших, а богини угров обращались в
страшных ведьм и ту самую Бабу-ягу. Святилища хантов и манси на курьих
ножках превратились в сказках в дом Бабы-яги. Баба-яга, хозяйка леса, сохраняет в сказке многие функции древних богинь, она кормит героя, испытывает его (инициация), дарит волшебные предметы или сказочного коня.
Баба-яга в сказке всегда окружена животными, змеями и пр., она летает по
воздуху. Баба-яга забрасывает героя в печь, подвергает героя мнимой смерти, как в древнем обряде инициации — превращения подростка в мужчину.
Замечательно, что время сохранило портрет одной из пермских богинь
людей-лосей. Богиня окружена жертвенными головами, у нее, как у всего
племени людей-лосей, происходивших по мифам от предков птиц, длинный
нос-клюв. С дистанции в тысячелетие нам нетрудно узнать знакомую каждому по сказкам с детства Бабу-ягу. Добавим еще, что подобные священные
предметы, как эта пластина с богиней, хранились в святилище, то есть в том
самом домике на курьих ножках.
Рис. 102
«Чудо Георгия о змие» на стене
Георгиевской церкви в Старой Ладоге
(80-е годы XII века): Георгий на коне
сопровождает царевну Елизавету, а та
ведет покорившегося змея, обвязав вокруг
его рога свой пояс
Змея, конь, всадник, девушка
Полтора столетия ученые пытаются разгадать тайну происхождения мифического Змея. Загадка в том, что вечный противник героя, сказочный Змей,
во всех культурах, начиная с Египта, обладает сложной тройной природой:
огненной (дышит и разит огнем), водной (наводит засуху или потоп, живет
иногда в море, тащит девушек на дно озера) и летучей (появляется внезапно
в воздухе с грохотом). Убедительно объяснить этот союз противоречивых
стихий в одном образе не удалось даже знаменитому исследователю волшебной сказки В. Проппу.
Между тем звериный стиль и мифология его создателей без труда дают ответ на этот вопрос. Зигзаги молний на стволах деревьях по воззрениям селькупов — это «Великие змеи», объединяющие миры: Верхний и Нижний. Молнии или змеи — это пути, ведущие на небеса или под землю. Выражение «по
дороге» (вэттынщумын — на яз. селькупов) буквально означает «дорога по
змее». Только богиня, герой или шаман, обладающие властью и магической
силой, могут пройти по этим дорогам. Остальных змея-молния мгновенно убивает. Змеи играют роль помощников Великих богинь, скифская богиня земли
Апи изображалась змееногой, пермскую бронзовую богиню окружают змеи.
В основе образа сказочного змея сверкает молния. Феномен грозы соединяет в себе водную, огненную и летучую природу. Огонь, вода, полет и
медные трубы (грохот) сочетаются в природном катаклизме, в мифе и волшебной сказке.
С грозой в образе Змея борется сказочный Иван-царевич и побеждает грозного врага. Победить Змею-Молнию значит обрести путь, доступ
в иные миры, получить великую неземную силу. Сражается не только Иванцаревич. Умерщвление хтонического чудовища — обязательный подвиг
богов и героев: Аполлона, Ра, Мардука, Беллерофонта, Геракла, Персея,
Ясона и христианского святого Георгия.
Но до Змея еще далеко, пока для нас змея — просто священная дорога.
Это распространенный образ на изделиях звериного стиля. Змеиная дорога
ведет в иные миры; конь, лось на подвесках расположены на змее. В дальнейшем на коне, скачущем по змее, мы видим всадника. Герой путешествует
по иным мирам и получает неземную силу. Он побывал у отца на небесах,
как Мир-Сусне-Хум (манси), и принес людям волшебные дары и технологии. Временами сюжет усложняется, и на коне мы видим пару — мужчину
Рис. 103
Вечный бой всадника со змеем на гербе
Москвы
Рис. 104
«Медный всадник». Памятник Петру I
в Санкт-Петербурге. Конь попирает змею
м и ф о л о г ия
59