Звериный стиль

Эренбург Б.А. Звериный стиль. -Пермь:Сенатор, 2014. -212 с., ил.

2014

Содержание

Предисловие

Бьярмы

Космос

Космограмма

Галерея звериного стиля

Великое переселение народов

Книга богинь

Великий хромой

Трое в лодке

История единорога

Из манси в персы

Звериный стиль мира

Люди-лоси, двойники зверей

Имя Альви

Близнецы

Пантеон

Женщины бьярмов

Происхождение людей

Бог-художник

Золотой лось

Путешествие в Нижний мир за луной и солнцем

Путешествие в страну птиц .

Птицы

Медведь — сын божий, убитый и вознесенный

Танец богов и схватки зверей

Души бьярмов

Круговорот душ

Священные числа: 3, 5, 7

Перевертыши

Мосты

Гибриды

Философия жизни

Военные обычаи

Лук, посох и сабля

Танец с саблями

Погребальный обряд

Реинкарнация

Шаманы

Человеческие жертвоприношения

Железо и бронза

Походный алтарь

Из варяг в бьярмы: пояса силы .

История огня и волшебные кресала

Сур

Сказители

Волшебная сказка

Баба-яга

Змея, конь, всадник, девушка .

Сказки для детей в зверином стиле

Лягушка

Страна

Загадка венгров

Страны Вису и Йура

Биармия

Семь котлов

Духи

Расцвет и закат

Послесловие

Словарь языка пермского звериного стиля

Предисловие к альбому

Альбом

OCR
Рис. 89
Человеколось держит в левой руке
за волосы отрубленную человеческую
голову, а в правой — меч.
р. Язьва, Пермский край

с коллегами в Сибири. Шаманы помогали во время трудных родов, камлали
до и после промысла, делали прогнозы, где добывать зверя. Шаманы благодарили за удачу в делах духов, определяли вид и количество жертв для жертвоприношений. Если духи избрали человека шаманом и велели служить
роду, избранный не мог отказаться без риска погибнуть от разгневанных духов. У шаманов бьярмов не было рисунков на бубнах, они не впадали в транс
и, как правило, сами не совершали путешествий в иные миры. Зато у них
было огромное число амулетов-помощников, они владели легионом духов,
совершавших по требованию шаманов путешествия за душами в Нижний
мир и путешествия с посланиями-просьбами в Верхний. Эти духи сами были
похожи на шаманов Сибири. Духи возвращались и пересказывали хозяину
свои приключения. Он прислушивался и рассказывал людям об иных мирах.
«Дыхание духов переходит в мага», — говорили бьярмы. В сложных случаях, когда души похищали не умершие, а злые духи, на поиски отправлялся
сам шаман.
Шаманы бьярмов были вдохновенными визионерами, сказителями, подробно описывая свои путешествия и пути своих помощников за пределы нашего мира. Музыка помогала шаманам достичь экстатического состояния
неземного вдохновения. Большинство духов-помощников являлись шаману
в виде животных. Многочисленные изображения в бронзе схваток зверей,
конечно, не были картинками с натуры. Да и где в природе можно увидеть
нападение птицы на медведя?
Помимо эпизодов медвежьего праздника фигуры изображают превращения в животных душ больных и умерших и шаманскую погоню за ними.
Души не покидали этот мир сразу, а какое-то время жили рядом с родными
в ином виде. Для того, чтобы схватить душу, обернувшуюся рыбой, шаман
превращается в выдру. Если душа станет лосем, шаман-охотник превратится в медведя. Сказки всех народов, в том числе русские, сохранили игру
превращений: «Царевна видит, что ее везут, обернулась белой лебедью и
полетела с корабля...» (Семь Симеонов).
У народов Сибири схватки животных иллюстрируют поединки неизвестных нам легендарных шаманов, обычно сражавшихся друг с другом в зверином обличье. В дальнейшем волшебство исчезло, в мир пришло христианство, и кудесники обернулись оборотнями.

Человеческие жертвоприношения
Божества на пластинах звериного стиля часто окружены головами жертвенных животных. Нередко наряду с животными попадаются изображения
антропоморфных, человеческих голов. Средневековые племена Прикамья,
как и многие народы дописьменных культур, скорее всего, практиковали
человеческие жертвоприношения. Это подтверждают не только пластины
звериного стиля, но также сказания хантов и манси, селькупов и других
родственных народов. Существует запись этнографа о подобных ритуалах
на юге ареала звериного стиля — в Удмуртии. Попробуем восстановить
с помощью этих материалов жестокие обряды древних уральских племен.
Первой стадией человеческих жертвоприношений было жертвоприношение животных: убивали горностая, ласку и крота, собирая их кровь в священные сосуды. Таким образом собирали дары духам трех миров, ведь горностай принадлежал верхнему миру, ласка — среднему, а крот — нижнему,
подземному миру. В историях угров часто упоминаются «места, где рубят
головы». Скорее всего, это были священные рощи, неподалеку от селений,
иногда на берегах рек. По описанному Карьялайненом жертвоприношению
коровы богине Санкэ известно, что жертва должна быть принесена с пер52

история