И все-таки бьярмы не были воинственным народом. Среди амулетов
пермского звериного стиля изображения оружия найти трудно. Зато лук,
стрелы, вооруженный саблей человек на коне постоянно встречаются в металлопластике Приобья, у хантов, манси и других народов Сибири.
До нашего времени обские угры
изображают духов-покровителей
в виде военных вождей. Одежда идолов
имитирует кольчугу и многие из них
в остроконечных головных уборах
сарматского типа. В иконографии
ЛУК, ПОСОХ И САБЛЯ
священного пантеона у жителей лесов
на протяжении полутора тысяч лет
сохранились черты вождей кочевников
Лук — главное военное и охотничье оружие лесных народов. При рождении мальчика бьярмы делали миниатюрную копию лука в качестве подарка
богам. С луком и стрелами воин и охотник отправлялся в подземный мир.
Иногда лук прибивали над колыбелью младенца. Приснившийся лук предвещал рождение мальчика.
Стрелы были разными, для добычи пушных зверей — тупые, оглушающие, с шарообразным костяным наконечником, чтобы не портить шкурку.
Для охоты на крупного зверя использовали другие стрелы — с металлическим острием и, наконец, были стрелы с железными трехгранными проникателями, пробивающими кольчуги — военные стрелы.
Но были иные стрелы для шаманских ритуалов. Свойства стрелы — полет и действие на расстоянии совпадают с особенностями шаманских практик — полетом в иные миры и влиянием издалека. Стрела — важный магический атрибут наряду с посохом, саблей и бубном.
Женщины не должны были переступать через оружие, беременным и
кормящим женщинам запрещалось смотреть на стрелы и есть добычу, убитую стрелой.
У каждого божества, шамана, вождя и обычного человека был непременный культовый атрибут — посох, от палки-посоха охотника и рыбака
до посоха небесного бога. Это постоянный инструмент творения и взаимодействия с миром. Посохом проверяют ловушки для зверей, посохом измеряют глубину брода на реке, с помощью посоха камлают шаманы, семисуставным жезлом творят небесные боги, посохом подземный бог пробивает
земную твердь. Посох служил также своего рода записной книжкой и калькулятором: числом зарубок на посохе охотник отмечал количество добычи,
вождь — число воинов в отряде, сказитель — число песен на празднике.
На посохе Камской богини развеваются шнурки-ленты, каждый шнурок
длиной в чью-то жизнь, отмеренную при рождении человека узелком, завязанным Ками-эвой.
Стальные сабли — оружие воинов и атрибут шаманов. Это не охотничье оружие, а знак высокого статуса. Священная Сабля — атрибут Альви,
сына-бога. На празднике сабля изображает шаманского коня. Поднятыми
вверх саблями приветствуют небесных богов, рубящим железом отгоняют
злых духов. Танец с саблями многократно запечатлен на сасанидских блюдах, процарапанных кинжалами шаманов.
древних времен
Рис. 84
Процарапанный рисунок на иранском блюде.
Танец с саблями у бьярмов.
Верхнее Прикамье
ТАНЕЦ С САБЛЯМИ
На древних иранских серебряных блюдах, доставшихся нам от бьярмов,
есть процарапанные шаманами рисунки. На них изображены люди в зубчатом головном уборе с саблями. Богатыри танцуют с саблями, поднимая
их к небу. Боги спускаются с небес и входят в сверкающие клинки. Этот
сармато-аланский обряд «поклонения мечу» дошел до наших дней у хантов, а также сохранился в виде «танца с саблями» у потомков сарматов
на Кавказе.
история
49