Звериный стиль

Эренбург Б.А. Звериный стиль. -Пермь:Сенатор, 2014. -212 с., ил.

2014

Содержание

Предисловие

Бьярмы

Космос

Космограмма

Галерея звериного стиля

Великое переселение народов

Книга богинь

Великий хромой

Трое в лодке

История единорога

Из манси в персы

Звериный стиль мира

Люди-лоси, двойники зверей

Имя Альви

Близнецы

Пантеон

Женщины бьярмов

Происхождение людей

Бог-художник

Золотой лось

Путешествие в Нижний мир за луной и солнцем

Путешествие в страну птиц .

Птицы

Медведь — сын божий, убитый и вознесенный

Танец богов и схватки зверей

Души бьярмов

Круговорот душ

Священные числа: 3, 5, 7

Перевертыши

Мосты

Гибриды

Философия жизни

Военные обычаи

Лук, посох и сабля

Танец с саблями

Погребальный обряд

Реинкарнация

Шаманы

Человеческие жертвоприношения

Железо и бронза

Походный алтарь

Из варяг в бьярмы: пояса силы .

История огня и волшебные кресала

Сур

Сказители

Волшебная сказка

Баба-яга

Змея, конь, всадник, девушка .

Сказки для детей в зверином стиле

Лягушка

Страна

Загадка венгров

Страны Вису и Йура

Биармия

Семь котлов

Духи

Расцвет и закат

Послесловие

Словарь языка пермского звериного стиля

Предисловие к альбому

Альбом

OCR
лесных духов, людоедов-менквов, у порога дома умершего клали топор, чтобы напугать мертвецов, воины танцевали с железными саблями, отгоняя от
домов злобных духов погибших людей и животных.
С железом работали кузнецы. Кузнецы считались грозными колдунами,
свои души они хранили в огне, в пламени они даже могли сжечь душу враждебного шамана. Кузнецы ковали оружие, отнимающее жизнь, отправляющее живых в мир мертвых. Они же создавали инструменты, необходимые
для жизни. Великий сарматский бог-филин был кузнецом, и память о нем
сохранялась веками в рисунках на бронзовых зеркалах и серебряных сасанидских блюдах. Но другие небесные боги не любили творцов железа.
Поэтому отношение к кузнецам было двойственным, их боялись, но часто
презирали. Неосторожный и злой кузнец мог навлечь гнев духов на племя.
Кузнецы не отливали священные амулеты. Изделия из бронзы отливали
женщины, носители жизни, последовательницы культа великой богини.

ПОХОДНЫЙ АЛТАРЬ
Называть амулеты-обереги украшениями костюма столь же нелепо, как
считать иконы украшением интерьера, а крест — вешалкой.
В отличие от храмов, алтарей и домашних углов с иконами последующих
времен, человек эпохи звериного стиля носил свой «алтарь» всегда с собой,
вернее, на себе. Медвежьи бляхи и пряжки с медведем защищали владельца, птицы на косах женщин (ипостаси богинь-матерей) дарили удачу в домашних делах, подвески с бобрами очищали, крылатые собаки защищали
от недобрых духов, а шумящие подвески будили спящих духов-помощников.
Духи-хранители, обереги, в виде подвесок, пронизок и пр. всегда сопровождали человека, чтобы помочь в трудной и неожиданной ситуации. И
только костюм шамана, где таких амулетов-помощников было до 20 кг, хранился дома или в святилище и надевался перед сеансом.
Память об этом походном магическом арсенале жива в христианских
оберегах: нательном крестике, иконке в автомобиле. Мир бьярмов не так
далек от нас, как может показаться.

ИЗ ВАРЯГ В БЬЯРМЫ: ПОЯСА СИЛЫ
Путь из Приуралья в Скандинавию существовал уже с VI века. Историки
спорят о географии движения, но известно множество находок прикамских
поясов и кресал, украшений и некоторых предметов звериного стиля в захоронениях VI–VII вв. Финляндии и Швеции. Прикамские бьярмы торговали
со свеями еще тогда, когда скандинавы не обладали могучим парусным флотом. Торговля была преимущественно односторонней, вектор шел с востока
на запад. Еще до открытия знаменитого пути из «варяг в греки» богатая
Биармия-Вису снабжала северную Европу своими изделиями, сибирскими
мехами и, возможно, южным импортом: бусами, украшениями, иранским и
византийским серебром.
Самым знаменитым товаром бьярмов, помимо мехов, были магические
пояса. «Пояса неволинского типа представляют собой кожаный пояс шириной 2–2,5 см, длиной до 70 см, украшенный на концах пряжкой, наконечником и многочисленными накладками различных форм. К основному ремню
прикреплялось от 12 до 16 кожаных привесок. К поясу прикреплялся кинжал в ножнах» (Крыласова Н. Б., 2007). В Прикамье эти пояса встречаются только в женских погребениях. Такой пояс был целым арсеналом защит54

история