Звериный стиль

Эренбург Б.А. Звериный стиль. -Пермь:Сенатор, 2014. -212 с., ил.

2014

Содержание

Предисловие

Бьярмы

Космос

Космограмма

Галерея звериного стиля

Великое переселение народов

Книга богинь

Великий хромой

Трое в лодке

История единорога

Из манси в персы

Звериный стиль мира

Люди-лоси, двойники зверей

Имя Альви

Близнецы

Пантеон

Женщины бьярмов

Происхождение людей

Бог-художник

Золотой лось

Путешествие в Нижний мир за луной и солнцем

Путешествие в страну птиц .

Птицы

Медведь — сын божий, убитый и вознесенный

Танец богов и схватки зверей

Души бьярмов

Круговорот душ

Священные числа: 3, 5, 7

Перевертыши

Мосты

Гибриды

Философия жизни

Военные обычаи

Лук, посох и сабля

Танец с саблями

Погребальный обряд

Реинкарнация

Шаманы

Человеческие жертвоприношения

Железо и бронза

Походный алтарь

Из варяг в бьярмы: пояса силы .

История огня и волшебные кресала

Сур

Сказители

Волшебная сказка

Баба-яга

Змея, конь, всадник, девушка .

Сказки для детей в зверином стиле

Лягушка

Страна

Загадка венгров

Страны Вису и Йура

Биармия

Семь котлов

Духи

Расцвет и закат

Послесловие

Словарь языка пермского звериного стиля

Предисловие к альбому

Альбом

OCR
м и ф о л о г ия

Звериный стиль мира

Рис. 44
Фигура божества с крыльями (филина).
Бассейн Верхней Колвы, Пермский край

Хромой бог Пастэр
Мы можем попробовать восстановить имя
хромого бога.
Народы меняются, но бог-кузнец с крыльями
и функциями громовержца, победитель
змея-дракона, восстает из мертвых
непрерывно в индоевропейской истории под
разными, но похожими именами.
Индийский Трита, иранский Траетона,
скифский Таргитай — всюду это
победители чудовищ и родоначальники
народа. Имена их схожи, благодаря
перекатывающимся во рту согласным Т и
Р, вплоть до небесного бога Нуми-Торума
у манси и скандинавского Тора со своим
фирменным молотом.
Но как же звали нашего уральского кузнецапредка, крылатого филина? Подходит
древнее слово Тарэн (тоже Т и Р), но это
имя женского божества. Женские божества
родом из Междуречья Астарта, Иштар,
Астарот, Ардвисура Анахита в основе
тоже обладают этими согласными.
Угры сохранили память о народе
«крылатого предка Пастэр».
По преданиям, этот народ когда-то был
изгнан из родных мест огненным пожаром.

В мире бьярмов не было места хаосу. Пространство и время существовали в
зверином стиле. Звери маркировали мир и придавали ему смысл. Как правило, звери группировались по трое. Понятие Верха соотносилось с птицами,
Низа — с земноводными, рыбами и некоторыми грызунами. Средний земной мир — соотносился с животными. Каждый из этих природных ярусов
обладал похожим внутренним строением: среди птиц верхней считался орел,
средней — глухарь, нижней — гагара. Среди земных животных, соответственно, — горностай, лось и медведь. Есть пограничные звери, живущие
на границе между мирами: собака, бобр, выдра. Собака роет землю, бобр и
выдра время от времени скрываются под водой. Есть существа подземного
мира: мышь, змея, крот. Насекомые тоже принадлежат к разным сферам
мироздания — от божественной пчелы через земную стрекозу к подручным
бога преисподней — комарам и прочим кусачим тварям. На нижнем ярусе
среди рыб верхние — белая рыба (сиговые), средние — красная (осетр),
нижние — черные, налим и щука. Орел и щука — символы зенита и пучины — выступают полюсами природного мира. Знак орла — крест — означает благословение, знак щуки — зигзаг — проклятие.
Деревья тоже представляли три сферы: белым верхним является береза,
красным средним — сосна, нижним черным — кедр (Головнев А. В., 1995).
Время по месяцам также выстраивалось в зверином стиле: месяц «прилета орла», «вороний», «месяц беличьих следов» и «лова рыбы». Праздники
тоже маркировали время в звериные циклы: праздник прилета птиц, день
первого лося, медвежий праздник. Даже возраст человека бьярмы определяли в зверином стиле: возраст «охоты на белок» (мальчик с 12 лет), возраст охоты на лося и зрелый возраст, в котором мужчина может выйти на
медвежью охоту.
Бьярмов не удовлетворяло природное разнообразие. Для описания
важных пограничных явлений мира они создавали причудливые формы гибридных созданий: собак-бобров, лосей-птиц, щук-выдр, медведей-быков,
собак-птиц. Люди и божества сами были вплетены в звериную таблицу мира
и обретали гибридные формы: людей-медведей, человеколосей, людей-птиц.
Иногда на амулетах ноги человеколосей гротескно переходят в головы гибридов, нога обретает глаз. Этот глаз на языке звериного стиля становится
знаком одной из душ бьярмов, той самой, что существует в ногах и видит сигналы Нижнего мира. Особенности разных зверей умножали свойства гибридов, придавали им сверхспособности, особую силу. Так медведь-бык получал
мощь медведя и силу быка. Охотники за духами, проводники в мир мертвых,
крылатые собаки, обретали возможность полета и скорость. Охранники отверстий в преисподнюю, собаки-выдры, получали силу собак и способность
нырять в Подводный Нижний мир. Щуки с лапами, Сарты, становились
опасны на земле. Все они становились героями песен, преданий, сказаний,
сказок, легенд, большинство которых безвозвратно утрачено.

Одним из духов-покровителей с. Пашторы
является Пастэр пох «сын Пастэр»,
потомок семи братьев Крылатых Пастэр,
старшим из которых был – Йыпыг ойка

Люди-лоси, двойники зверей

«Старик филин».
Возможно, что имя Пастэр носил когдато на Каме крылатый сарматский кузнец,
хромой бог-филин.

26

м и ф о л о г ия

На пластинах звериного стиля мы видим множество человеколосей: людей
с лосиными головами и копытцами вместо пальцев. О великих охотникахпредках слагались легенды, в которых образ человека сливался с образом