мордой хищного земного зверя. Глаз на ногах человеколосей обозначает
одну из душ, он же оборачивается глазом птицы при перевороте. Медведь
на пряжке становится кузнечиком, а морда медведя на ручке ложки превращается в лосиные головы. Для Вселенной бьярмов, где боги непрерывно
превращались в различных зверей, а звери были богами, это стало не просто художественным приемом, а живой меняющейся картиной мира.
Время скрыло от нас обряды, при которых происходили эти магические
вращения. Возможно, это происходило при погребальном обряде бьярмов,
когда долгие ночи при свете огня сказители рассказывали собравшимся
истории предков и священные предания, демонстрируя магию на пластинах. Человеколось, дух-покровитель покойного, неожиданно превращался
в птиц, уносящих душу человека из этого мира. Как видим, от крылатых
человеколосей совсем недалеко до ангелов последующих веков. Известны
случаи, когда новокрещенные коми-пермяки переворачивали иконы, «наказывая святого», как бы отправляя его в иной мир.
Можно представить лица детей, на глазах у которых происходили чудесные превращения. В сказках любых народов превращения играют огромную роль, вспомним хотя бы «Золушку»: мыши оборачиваются лошадьми,
а крыса кучером. Тысячу лет назад бьярмы рассказывали подобные истории,
сопровождая их замечательными «интерактивными» иллюстрациями.
Мосты
Рис. 71
Ноги человеколося превращаются
В языке селькупов одним и тем же словом обозначалась кровавая жертва
духам Нижнего мира, менструальная кровь и мост через реку. Что может
объединять эти такие разные для нас вещи? Только понятие моста между
мирами живых и мертвых.
Смерть такая же константа существования, как скорость света в физике. Вокруг смерти строится любая человеческая религия и философия. Сама
смерть в любой культуре оформляется так называемыми обрядами перехода.
Не были исключением и бьярмы, представлявшие Вселенную в виде трех миров с мостами-переходами между ними. Между сферами мироздания периодически создаются мосты, постоянные и временные, возникающие в разных
местах и в разное время. Мосты служат переходом из Нижнего мира мертвых
в мир живых и обратно. Мы бы сейчас назвали такие мосты порталами в иной
мир. Продолжив метафору, можно сказать, что на мосты ведут ворота с замками, ключом к которым служат человеческие деяния. Ворота открываются
и впускают в мир новую жизнь или наоборот забирают души живых. Между
сферами мироздания, на границе между жизнью и смертью, создается обрядовая символика бьярмов. Путешествие в иной мир заманчиво и опасно. В
Нижнем мире меняются законы пространства и времени, побывав там можно
узнать будущее, получить богатства и обрести удачу. Но можно и не вернуться, не обладая профессиональным опытом. В иной мир по своей воле могут
проникать боги, герои, трехглавые птицы, а также шаманы и их помощники.
Мосты возникают по инициативе людей или по указу богов. Обычно они
находятся в намоленных святилищах и открываются в праздники, в священные дни, но по воле духов могут возникать в неожиданном месте и в любое время. Мосты через границы возникают и открываются в праздники,
когда боги приходят к людям, когда люди совершают бескровные и кровавые жертвоприношения, когда ворожат шаманы, когда поют сказители. Но
мосты между сферами могут возникнуть в любое время, когда умирает или
рождается человек, когда проливается кровь, случается несчастье или, наоборот, приходит невиданная удача. Нарушение запретов влечет за собой
вторжение богов и духов в человеческий мир. И духи, и боги Нижнего мира,
при повороте фигуры на 180 градусов
в головы птиц на длинных шеях. Эффект
наблюдается на многих ажурных
пластинах
Мань-кол у манси — это «маленький дом»,
где рожает женщина. У обских угров женщины
в период родов и менструаций удалялись
в специально сооруженное отдельное
помещение. Этот обычай сохранялся у манси
до середины XX в. Мань-кол строился в
стороне от общего жилища и отличался
небольшими размерами. Когда приходило
время появления ребенка, будущая мать шла
в мань-кол, взяв с собой вещи, приготовленные
для этого случая. Лишь через три недели
после родов можно было возвращаться
в общее жилище. Перед этим совершался
обряд очищения: обмывание специально
приготовленной водой и окуривание матери и
ребенка чагой и бобровой струей.
Энциклопедия уральских мифологий
м и ф о л о г ия
43