Удивительна судьба сарматов. Покинув
история
мировую историю, они возродились
в английских преданиях в виде рыцарей
Круглого стола (Ж. Дюмезиль), в роли
польской шляхты (польский «сарматизм»
XVII века) и в облике первопредковбогатырей обских угров. Ханты и манси
до сих пор поклоняются оружию, одевают
своих «идолов» в остроконечные шлемы
сарматского типа и кольчуги из металла
с солярными знаками. Поклонение
богатырям прошлого привело к появлению
у обских угров культа «Небесного
всадника». В образе Мир-Суснэ-Хума можно
увидеть как иранского Митру, так и
вождей ираноязычных сармато-аланов,
кочевников легендарных времен.
Много материала о воинственных культах
хантов и манси можно найти в книге
А. В. Бауло «Атрибутика и миф: металл
в обрядах обских угров».
Торговый путь
В VIII – XI вв. транспортными артериями
мира были реки, по ним пролегали торговые
и военные пути. Со школы известен
знаменитый путь из варяг в греки:
от Балтийского моря через Ловать, Волхов
и т.д. в Днепр, по Днепру в Черное море,
далее морем в Константинополь. По этой
дороге шли ладьи русов, на этом пути
на днепровском берегу Аскольдом и Диром
был основан Киев и возникла Киевская Русь.
Но был и другой великий речной путь тех
времен, который мы назовем «из манси в
персы». Это дорога через реки Тобол, Тавда,
Лозьва, Ивдель, волок до Вишеры и далее
через район Чердыни до Камы и по Волге
до Каспия в Иран. По этому пути тоже
шли караваны торговых лодок, из Сибири
на Юг непрерывно поступали меха и
моржовый клык, а на Север, в Предуралье
и Сибирь, шло персидское серебро. На этом
пути возникли города Волжской Булгарии.
60 лет назад известный российский археолог А. П.Смирнов выдвинул гипотезу, что в V веке лесное Приуралье заселили «иранцы» — выбитые
гуннами из южноуральских степей племена сарматов. В 1952 году теория
Смирнова осталась незамеченной, но блестяще подтвердилась в последние
годы. Работы исследователей нашего времени доказали приход сарматов
на Каму. И самое главное, сарматский след доказали находки, артефакты
звериного стиля, металлопластика Приуралья. Стало ясно, что изделия
звериного стиля — это не поделки первобытных охотников, сделанные в
медвежьем углу среди болот для неких «целей промысловой магии». Как
римляне оставляли повсюду за собой мощеные дороги и виноделие, так и
сарматы оставили в наследство на своих землях искусство звериного стиля.
Исчезнувший в мире скифский звериный стиль возродился на Урале и в Сибири и продолжил развитие на протяжении еще пяти веков. Пермский и западносибирский звериный стиль — это глава в мировой истории искусства
Междуречья, Греции, Ирана, Боспорского царства. Для многих людей, не
знакомых с ним, — это пропущенное звено мировой культуры. Этим объясняется эффект узнавания и неповторимое обаяние изделий звериного стиля.
Эпоха курганов окончилась в VI веке. Прошли времена людей, поклонявшихся хромому богу и великим богиням Среднего мира. Исчезли загадочные
единороги, божества в виде баранов и железные птицы. Мы не знаем, что
думали бьярмы о прошлом, но в сказаниях угров осталась память о двух поколениях богатырей, созданных в начале мира небесным божеством. Первое
было уничтожено самим богом, богатыри второго поколения со временем
превратились в духов-покровителей народа. При желании в этой смене двух
богатырских генераций можно увидеть приход на Урал скифов и сарматов.
Немногочисленные сармато-аланы растворились среди местных племен.
Курганы бывших кочевников сначала превратились у бьярмов в знак высокого статуса, а потом остались лишь памятью о богатырях прошлого. Сарматы действительно вошли в состав предков бьярмов, а затем хантов и манси,
стали «культурными героями», которые принесли в северные леса свои технологии, мифы и звериный стиль. Память о прошлом существовала, и навыки кочевников не прошли бесследно для уральских племен.
Огромные пространства были для кочевников родным освоенным миром. От морей Европы до границ Китая и обратно на земли Запада в поисках пастбищ и добычи кружили кочевые племена. Кроме веры и обрядов,
уральцы восприняли от сарматских народов весть о большом мире Евразии.
В VI веке потомки сарматских племен по обе стороны гор объединились и
наладили торговые связи. Они сохранили память о дальних контактах кочевых предков.
Времена гуннских войн остались в прошлом. Как только дороги на юг
стали безопасны, началась эпоха торговли, и Урал стал одним из мировых
центров обмена на пути из Сибири в Европу и Центральную Азию.
На этом пути в Прикамье находилась
страна создателей пермского звериного
стиля, которую булгары называли Вису.
Бьярмы держали в руках меховой путь,
ИЗ МАНСИ В ПЕРСЫ
транссибирскую магистраль тех времен,
и, конечно, получали с этого немалый доход.
В отличие от дороги «из варяг в греки»
с воинственными русами, не раз ходившими
с мечами на Константинополь, путь «из
манси в персы» был торговым и мирным.
24
история
В восьмом веке нашей эры мир пришел в движение, импульс возник на
Севере. Корабли викингов бороздили моря, двигались по рекам. Отряды
норманнов совершали набеги на острова Атлантики и Средиземноморья,
грабили Англию, появились на Сене под Парижем. На своих драккарах и
кноррах викинги дошли до Константинополя, открыли Балто-Каспийский