выми лучами восходящего солнца и обращена лицом на восток. Жертву
душили до момента потери сознания, после рубили голову и наблюдали
священное «отряхивание», так в языке селькупов назывались последние
судороги жертвы. У Карьялайнена речь идет о корове, но известно, что на
поздней стадии обряда жертва животного часто заменяет человеческое
жертвоприношение. После «отряхивания» жрецы в священных сосудах
смешивали кровь человека с кровью трех животных — ласки, горностая,
крота, затем окунали пальцы в магическую жидкость и выводили на лбах
собравшихся членов племени солярный знак, кровавый круг богини войны
и огня, воды и солнца Тарэн. По этому знаку богиня должна была опознать
своих, круг был отражением солнца, знаком огня, символом защиты и единства народа. На этом завершался второй этап кровавого жертвоприношения духам трех миров.
Заключительной стадией был поминальный обряд, как правило, особо
торжественный. Тело хоронили с почетом, ведь убитый был даром божеству, посланцем в другие миры. На похоронах приносили в жертву лошадь,
чтобы задобрить покойного и снабдить его транспортом в загробной жизни.
Считалось, что тогда убитый не будет мстить живым. Конину варили и съедали, а голова лошади и правая нога были даром покойному и оставались на
кладбище. В могилах бьярмов найдено немало конских черепов и костей лошадиных ног. На корни берез лили ячменное пиво, на ветвях развешивали
подарки в виде шкурок животных. Духи земного и небесного мира получали
свои дары.
Людей приносили в жертву перед войной, во время голода, эпидемий
и других бедствий, угрожавших существованию рода. Скорее всего, существовала «строительная жертва» — дух покровитель будущего города требовал человеческую душу. В удмуртском фольклоре есть песня про девушку,
разрубленную на четыре части. Части были похоронены на всех четырех
сторонах света под стенами городища. Иногда в жертву приносили сразу
пару: мужчину и женщину. Обряд медвежьего праздника у хантов и манси заканчивается выдачей семи лесным духам-менквам деревянных кукол
мужчины и женщины, их уносили в тайное святилище и сжигали. У селькупов этнографами описан обряд жертвоприношения «собаки-девушки»: собаку, одетую в девичьи одежды, топили, принося в жертву духу воды.
Кого выбирали в жертву: пленных, преступников, детей? Скорее всего, и
тех и других, различие было только в ценности жертвы. Сведения противоречивы, фольклор угров часто указывает на жертвоприношение детей, как
особо ценное для божества. В качестве менее ценной жертвы могли использовать безумных: для бьярмов это были люди с телом без души, фактически
уже мертвые. Как правило, не приносили в жертву людей с черными волосами. Черный бог смерти Хул-тур не нуждался в человеческой помощи,
обреченных он прибирал сам. Жертвы другим богам должны были иметь
светло-русые волосы. Обряд человеческих жертвоприношений у бьярмов
мог быть таким, как мы описали, но мог выглядеть и по-другому. Современники майя, бьярмы, оставили нам немало загадок, в том числе и тайну
человеческих жертвоприношений.
Рис. 90
Собакоголовый страж душ умерших.
Стержень вонзали в землю на могиле,
чтобы страж охранял опасную душу
покойного, шамана или близнецов. И в наше
время ханты втыкают у могил палки
с деревянной птицей. Но смысл обычая
потерян, и современные ханты не могут
объяснить значения этой традиции.
д. Пешково, Усольский район Пермского края
ЖЕЛЕЗО И БРОНЗА
Боги любят бронзу. Особенно, когда она покрыта позолотой. Духи слетаются на звон бронзовых колокольчиков. Бронза, как и медь, древний пластичный материал. Другое дело — железо, новый материал, из которого
получается прекрасное острое оружие. Духи не любят железа, боятся его.
Бьярмы вонзали железные ножи в деревья вокруг селений, чтобы напугать
И стория
53