родители божества Альви. Герои-близнецы держатся за руки еще на изображениях гляденовской культуры, предшественнице культуры бьярмов.
Немало пластин с изображениями близнецов найдено в Зауралье. Существуют пластины с изображением близнецов с одним телом, например, божественного хромого кузнеца. Как и в славянских мифах, кузнец двоится:
Козьма и Демьян превращаются в Козьмодемьяна. Народы Сибири верили,
что близнецы не могут родиться от обычного мужчины, тут замешаны духи
или звери. Так нивхи считали, что женщина зачинает близнецов «во сне» от
медведя, в образе которого выступает влюбленный дух.
Не исключено, что бьярмы, как многие другие народы, верили, что у
каждого человека есть звериный близнец-двойник в окружающем мире,
например, лось. Близнецы лоси всегда стоят по сторонам Альви, главного
божества бьярмов.
На основе идеи о волшебных свойствах близнецов, их причастности к
другим мирам, были созданы чудесные двуглавые существа — помощники
богинь. Это дух медвежат, которого ханты называют Ем Вош Ики. Помощники способны проникать в иные миры и выполнять приказы богини. Когда больной человек мечется в бреду и горячке, это означает, что его душа
случайно попала в иной мир или застряла на границе миров. Тогда можно
принести жертву богине и попросить ее исправить ошибку. Если жертва
понравится богине и она увидит несправедливость, божество пошлет Дух
медвежат в Нижний мир. Обернувшись мышью, Ем Вош Ики спустится
в преисподнюю и приведет заблудшую душу. Человек будет спасен. (Ева
Шмидт). Эту веру бьярмов подтверждают металлопластика звериного стиля и мифы угров.
Две головы иногда мы видим у гибрида, с которым путешествуют человеколоси. Две головы — явный признак того, что гибрид здесь не враждебное
существо, а помощник главных героев. В дальнейшем у бьярмов появляются подвески с двумя конскими головами, они тоже играют роль амулетовоберегов. Близнецы в виде коней, лосей, птиц, собак всегда появляются на
волшебных предметах — таких, как кресала. Они помогают добывать огонь
из параллельных миров. Пара зверей на пластинах в так называемой геральдической позе, тоже близнецы. Близнецов может быть двое, трое, семь
близнецов тоже встречаются в зверином стиле.
Пара волшебных помощников — обычное явление не только в сказках.
Иронически эта структура обыгрывается в одном из знаменитых романов
двадцатого века — «Замке» Франца Кафки.
Рис. 53
Культовая ложка, вероятный портрет
бога Нижнего мира.
р. Подчерема, Республика Коми
Во время праздников совершались
жертвоприношения. В честь
определенных богов забивали животных
соответствующего цвета. В котлах
варили мясо, и лучшие куски доставались
богам. Каждый бог получал немного свежей
крови и семь кусочков мяса. Мясо доставали
тросточкой, а кровь разливали культовой
ложкой, особой для каждого божества.
р е к о н стр у к ц ия
Перепутать ложки было невозможно,
на них отливались изображения духов.
Благодаря этому ритуалу, нам известен
ПАНТЕОН
портрет владыки Нижнего мира. Эта
ложка сохранилась.
Бог Нижнего мира был покровителем
Верховным богом бьярмов был Сол-тур (имена богов бьярмов в этой книге
условны), бог света, создатель людей. Белая береза считалась его священным деревом. Цвет белого золота — цвет бога. Белый песец — жертва верховному божеству. Белые халаты, отороченные, как у хантов, синей и красной полосой, — священная одежда бьярмов. В молитвах люди обращались
в первую очередь к Сол-туру, правителю Верхнего мира. Однако солнечный
бог редко вмешивался в человеческие дела, перепоручив наблюдать за порядком в земных делах своим сыновьям и жене Ками-эве.
У бога есть семь сыновей-человеколосей, дочь Калм и сыновья-звери
Медведь и Лось. Есть у Верховного бога и брат Хул-тур, владыка Нижнего
отдельных родов бьярмов. Ему приносили
в жертву животных темной масти,
он правил духами болезней, лесными
великанами менквами.
Владыку преисподней бьярмы представляли
в виде мужчины с длинным вытянутым
лицом, горящими глазами и тонким
растянутым ртом. Царю болезней
приносили жертвы в надежде, что
несчастья обойдут род стороной
м и ф о л о г ия
31