Ящер — «половинник», дан в профиль с двумя ногами и одним глазом.
Вторая половина ящера не видна нам, она часть невидимого Нижнего мира.
В видимой глазу части желудка монстра — семь рыб, а невидимый желудок ящера — это Нижний мир, в котором перевариваются души и готовится
новое рождение. И действительно, за семью рыбами, за хвостом ящера мы
видим две группы душ-глаз — три у хвоста и четыре над хвостом за волнами
мировой воды. Это семь душ-глаз, священное число зародышей новой жизни.
Ящер — не чудовище, несущее смерть. Это, скорее, зверь-преобразователь,
необходимое условие круговорота душ. Мастер передал не злобное, а вполне
добродушное выражение морды ящера с глотающей пастью.
Крылатые «половинники», собакоголовые птицы, несут души-глаза из
преисподней к богине-матери. Мать живущих распределит души для новых
рождений, с первыми лучами солнца пошлет их в чрево томящихся в ожидании ребенка женщин. Крылатое божество на ящере, как бы мы его ни назвали: Мэнло, Урт или Альви, смотрит за тем, чтобы великий цикл не прервался,
чтобы Нижний мир вовремя отдавал души для возрождения новой жизни. Три
головы человеколося-птицы следят за порядком в трех мирах, крылья позволяют божеству владеть ситуацией на земле, под землей и в небе, служить
гарантом мирового порядка. Мэнло — сын бога небесного мира и земной богини — не совсем бог и не просто человек. Это герой, по праву рождения объединяющий миры. У героя пять душ-глаз, как у человека, а с глазами птицы и
лося — семь, как у божества. Круговорот душ образован по типу круговорота
воды в природе. Бьярмы считали, что змеи-реки уходят в Мировую воду, поднимаются в небо, а затем проливаются дождем на землю. По мировым рекам
в небо на лодках поднимаются шаманы, реки несут дары божествам.
На восемнадцати сантиметрах бронзового литья изображена сложная
модель Вселенной, с поглощением и реинкарнацией, с тремя ярусами мира,
с духами-помощниками, населяющими мир и божеством, смотрящим за мировым порядком. Ажурный амулет пермского звериного стиля хранится в
Эрмитаже. Среди произведений искусства магических дописьменных культур мира аналогов этой вещи нет.
Рис. 66
Семь крылатых человеколосей
Рис. 67
Священные числа: 3, 5, 7
Семь — это основное священное число бьярмов. Это большое священное
число, есть еще среднее — Пять и малое — Три.
Семь братьев-человеколосей изображено на пластинах бьярмов, пять
душ медведя и человека мы видим на амулетах, три головы духов и божеств
смотрят в разные миры. Трех людей-лосей глотает водный зверь Нижнего мира и свернувшийся в кольцо хищник на ажурных амулетах печорского
стиля. Семь человеколосей застыли в священном танце на пластинах звериного стиля. Семь рыб находится в чреве ящера на знаменитой «ныргиндинской пластине», три головы глотает зверь, семь глаз-зародышей появляются за его хвостом, пять глаз-душ изображены у божества-всадника.
Троичность обозначает порядок и устойчивость мира. Три медвежьи
головы на бляхах делят мир по вертикали и горизонтали. Три яруса видны на
амулетах с Камской богиней. «Святое семейство» в виде троицы — родители
и сын — обычный сюжет среди амулетов звериного стиля. Между Небом и
водой располагается Земля, между Небом-Отцом и Землей-Матерью —
богочеловек. Знаком этого срединного духа (Мэнло, Альви, Урта) являлось
III. Любая троица бьярмов читается из центра, главный персонаж — среди
двух других. На пряжке из Пермского музея с тремя медвежьими головами
по вертикали и горизонтали у центрального медведя выколоты глаза. Можно
предположить, что пояс когда-то не спас человека, «пряжечный зверь»
Пять людей-птиц
Рис. 68
Бляха с тремя медвежьими головами
м и ф о л о г ия
41