Звериный стиль

Эренбург Б.А. Звериный стиль. -Пермь:Сенатор, 2014. -212 с., ил.

2014

Содержание

Предисловие

Бьярмы

Космос

Космограмма

Галерея звериного стиля

Великое переселение народов

Книга богинь

Великий хромой

Трое в лодке

История единорога

Из манси в персы

Звериный стиль мира

Люди-лоси, двойники зверей

Имя Альви

Близнецы

Пантеон

Женщины бьярмов

Происхождение людей

Бог-художник

Золотой лось

Путешествие в Нижний мир за луной и солнцем

Путешествие в страну птиц .

Птицы

Медведь — сын божий, убитый и вознесенный

Танец богов и схватки зверей

Души бьярмов

Круговорот душ

Священные числа: 3, 5, 7

Перевертыши

Мосты

Гибриды

Философия жизни

Военные обычаи

Лук, посох и сабля

Танец с саблями

Погребальный обряд

Реинкарнация

Шаманы

Человеческие жертвоприношения

Железо и бронза

Походный алтарь

Из варяг в бьярмы: пояса силы .

История огня и волшебные кресала

Сур

Сказители

Волшебная сказка

Баба-яга

Змея, конь, всадник, девушка .

Сказки для детей в зверином стиле

Лягушка

Страна

Загадка венгров

Страны Вису и Йура

Биармия

Семь котлов

Духи

Расцвет и закат

Послесловие

Словарь языка пермского звериного стиля

Предисловие к альбому

Альбом

OCR
Словарь языка
пермского звериного стиля
Язык звериного стиля часто называют кодом. Исследователи иногда различают несколько видов кода: орнаментальный, растительный, зооморфный
и т.п. Но что такое код? Это шифр, знаки, доступные только посвященным.
Разумеется, создатели звериного стиля ничего умышленно не шифровали.
Язык звериного стиля был понятен всем персонажам эпохи — от вождей
и шаманов до торговцев и простых охотников. Духи на пластинах сопровождали жизнь средневекового человека — от рождения до смерти, к ним
обращались при всех обрядах: на свадьбе, на похоронах, при проводах в
дальний путь, перед охотой и на праздниках. Детям рассказывали о смысле
изображений, о значении фигур, о приключениях богов, о проделках духов.
В ритуальных танцах во время праздников, в сказаниях, сказках и песнях
для членов племени оживали мифы и раскрывался смысл священных изображений. Время зашифровало и скрыло для нас эти знаки. Попробуем подобрать ключ к этому коду и раскрыть то, что можно понять сегодня.
1. Фигура на звере. Обозначает существо нашего человеческого
Среднего мира
Зверь-гибрид охраняет вход в Нижний мир, и сульдэ (так называют фигуру сверху), будь то божество, герой или несколько персонажей, находится
сверху, в Среднем мире. Все мы — сульдэ.
2. Пять птиц сверху или пять черепов
Это пять душ человеческих. Так считали бьярмы. У каждого из нас есть пять
душ. Череп тоже вместилище души, символ возрождения к новой жизни.
Пять черепов на пластинах иногда расположены над головой богини Среднего мира, которая владеет душами и посылает их в чрево рожениц.
3. Фигура с крыльями
Крылья — знак того, что существо причастно к двум мирам: Среднему и
Верхнему. Это герой человеколось — он может подниматься в Верхний
мир — или божество, которое может спускаться в Средний. Крылья есть
у человеколосей и богинь на пластинах, у собак-помощников на пронизках,
иногда крылья есть у небесного зверя — лося и, конечно, у птиц.
4. Гибрид-половинник
Фигура наземного животного с атрибутами водного существа: хвостом или
плавниками. Существо — страж границы в преисподнюю, гибрид. У половинника мы видим на пластине «половину» — один глаз и две ноги, одно
ухо. Другая половина скрыта в ином невидимом мире. Обычно на половиннике-гибриде стоит божество: Альви, святое семейство или человеколоси.

словарь

77