Ал-Марвази пишет:
«На расстоянии пути в 20 дней от них
(булгар. — А. М.) по направлению к полюсу
страна, называемая Ису, а за нею люди, зовут
их йура». «Они народ дикий, обитают в чащах,
не имеют сношений с людьми, боятся зла
от них». «Булгары ездят к ним, возят товары,
как-то: одежды, соль, другие вещи... торгует
народ Йура при посредстве знаков и тайно
из-за дикости их и страха перед людьми;
вывозят от них превосходных соболей и
другие прекрасные меха, ведь они охотятся
на этих зверей, питаются их мясом, одеваются
в их шкуры»
(V. Minorsky, Marwazi. Перевод
Б. Н. Заходера)
Бируни указывает, что расстояние
от Вису до Юра равно 12 дням
Гюнстейна и Торера «… Пришли они на место, на большом пространстве
свободное от деревьев, где была высокая деревянная ограда с запертой
дверью; эту ограду охраняли каждую ночь шесть сторожей из местных жителей, по два человека на каждую третью часть ночи. Когда Торер и его
спутники подошли к ограде, сторожа ушли домой, а те, которые должны
были их сменить, еще не пришли на караул… Торер сказал: «На этом дворе
есть курган, насыпанный из золота и серебра, смешанных с землей; к нему
пусть отправляются наши; на дворе стоит бог биармов, который называется Иомаль; пусть никто не осмеливается его ограбить». Затем, подойдя к
кургану, собрали сколь можно больше денег, сложив их в свое платье. Как
и следовало ожидать, к ним было примешано много земли. Потом Торер
велел им уходить, отдав такое приказание: «Вы, братья Карли и Гюнстейн,
идите вперед, а я пойду самым последним (и буду защищать отряд); после
этих слов все отправились к воротам. Торер вернулся к Иомалю и похитил
серебряную чашу, наполненную серебряными монетами, стоявшую у него
на коленях».
В конце прошлого века И. Н. Смирнов в своем историко-этнографическом очерке о пермяках отметил поразительное сходство древнего биармийского святилища, описанного в цитированной выше саге, со святилищами вогулов и остяков, сохранившимися до самого последнего времени:
совпадают и деревянный забор вокруг святилища, часто также охраняемый
сторожами; и деревянный истукан внутри с чашкой или тарелкой, наполненной деньгами, на коленях; и даже обычай перемешивать землю во дворе
святилища с монетами.
О. Н. Бадер, А. П. Смирнов. «Серебро закамское» первых веков нашей эры.
Бьярмаланд, или Биармия, упоминается в скандинавских сагах вплоть
до XIII века.
Лит е рат у р н а я р е к о н стр у к ц ия
СЕМЬ КОТЛОВ
Князь смотрел на обряд, но мысли его были далеко и от шамана, и от собравшихся на площади людей, ожидавших чуда, застывших в напряженном
молчании. Шаман разговаривал с богиней, взмахнувшей крыльями, готовой
улететь к небесному мужу. В речах старого Ойки слышались звуки голосов давно ушедших, слова предков. Устами Ойки предки просили богиню
сохранить народ, не дать ему погибнуть от мечей и болезней. Помощники
шамана, семеро молодых парней, складывали у столба дары, головы лосей,
шкурки соболей, стрелы.
Князь вспоминал вчерашнее, вечер с людьми Запада, их рассказы о необычной войне. Купцы Запада уже несколько лет не появлялись на Вишере, товары для далеких стран давно пылились в сундуках князя. Кресала с
птицами, наборные пояса, меха, моржовая кость из-за Камня — за всем
этим добром никто не приходил. Теперь, кажется, пришла весть о причине событий. И эта весть не давала покоя князю настолько, что он вынудил
старого Ойку провести обряд Семи котлов. Этот обряд не проводили более
двадцати лет, с тех пор как купцы булгар принесли в городки Урала странную болезнь. К ним она пришла с Юга, из городов и пустынь страны Морт,
откуда люди в смешных тюрбанах везли серебро и оружие.
70
история