в ушах. Обычная гигиена стала ритуалом. Разукрашенное оружие перестало метко стрелять и колоть. Хранители святилищ берегли традиции и выступали против иноземных новинок техники, изменений в укладе и образе
жизни. Число запретов росло. Снотолкователи противоречиво толковали
туманные сны с явлениями богов и знаками духов. Бьярмы стали во всем
полагаться на магию, волю духов, эффект жертвоприношений и силу слов.
Слухи о богатствах земли магов привлекли внимание иноземцев.
И когда в XI веке с Запада пришли молодые воинственные племена
коми, а с Юга по замерзшим рекам подошла кавалерия булгар, их уже некому было встретить с оружием в руках. Ритуалы не подействовали, камлания
оказались бессильны, советы старейшин погрязли в бесконечных спорах и
не могли принимать решений. Тревожные красные полотнища поднимались
над частоколом городков, тучи стрел обрушивались на защитников, чужеземные воины в тяжелых доспехах рубили бревна, крепости сдавались, начиналась резня, бьярмы гибли или становились рабами. Наконец, вожди
племен поняли, что боги отвернулись от них и приняли решение. В неприметных местах, недалеко от селений, они зарыли сокровища, похоронили
амулеты, простились с богами родных мест, с реками отцов и ушли на Восток. Схроны не предполагали возвращения за сокровищами, бьярмы просто
вернули их Матери-Земле, богине Среднего мира. Это было последнее великое жертвоприношение. Через ущелья Уральского хребта, через отверстие, пробитое когда-то громовой стрелой героя Альви, прикамские бьярмы
отступили в земли родственных им племен предков хантов и манси.
В опустевшие города вступили отряды коми, но не нашли там ни людей,
ни богатств. Народ магов исчез. Вожди коми приписали это силе враждебных колдунов, спрятавших народ под землю. На протяжении веков новые
жители Прикамья не искали и не трогали заклятые клады. Через столетие
после ухода бьярмов на сибирских землях, на берегах Оби, чьи свинцовые
воды напоминали цвет волн далекой Камы, хотя и текли в другую сторону,
образовалось великое Кодское княжество. Потомки бьярмов вошли в число
его основателей. «Все Крылатые и Ноги имеющие» — так до сих пор называют ханты своих предков. Среди них был и народ крылатых человеколосей — создателей пермского звериного стиля. Армии коми не раз пытались
перейти Уральские горы, но воинственные вогулы всегда отражали натиск
пришельцев с Запада. Эти средневековые войны оставили след в фольклоре
обских угров.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Отброшенные волею судьбы на Север, сарматы когда-то принесли в леса
Урала культурный импульс древнего Ирана и греческого Боспорского царства. Этот импульс не угас в северных болотах, а породил на Урале и в Сибири особую культуру звериного стиля. Магистральное мышление кочевников, привычка к большим расстояниям позволили включить маленькую
страну Приуралья в систему евразийских международных связей и сделать
ее одним из торговых центров средневекового мира.
В бассейнах рек Камы, Колвы, Вишеры, Сылвы, Сосьвы, Конды, Оби
возникла цивилизация, объединенная языком, обычаями, ритуалами и звериным стилем — бронзовыми и серебряными изваяниями духов.
Магическая дописьменная культура несколько столетий, с VI по XI вв.,
мирно сосуществовала с великими культурами мира: с зороастрийским и
мусульманским Ираном, Волжской Булгарией, христианской Византией,
Хазарским каганатом и мощными языческими цивилизациями скандинавов
и славян.
история
75