Звериный стиль

Эренбург Б.А. Звериный стиль. -Пермь:Сенатор, 2014. -212 с., ил.

2014

Содержание

Предисловие

Бьярмы

Космос

Космограмма

Галерея звериного стиля

Великое переселение народов

Книга богинь

Великий хромой

Трое в лодке

История единорога

Из манси в персы

Звериный стиль мира

Люди-лоси, двойники зверей

Имя Альви

Близнецы

Пантеон

Женщины бьярмов

Происхождение людей

Бог-художник

Золотой лось

Путешествие в Нижний мир за луной и солнцем

Путешествие в страну птиц .

Птицы

Медведь — сын божий, убитый и вознесенный

Танец богов и схватки зверей

Души бьярмов

Круговорот душ

Священные числа: 3, 5, 7

Перевертыши

Мосты

Гибриды

Философия жизни

Военные обычаи

Лук, посох и сабля

Танец с саблями

Погребальный обряд

Реинкарнация

Шаманы

Человеческие жертвоприношения

Железо и бронза

Походный алтарь

Из варяг в бьярмы: пояса силы .

История огня и волшебные кресала

Сур

Сказители

Волшебная сказка

Баба-яга

Змея, конь, всадник, девушка .

Сказки для детей в зверином стиле

Лягушка

Страна

Загадка венгров

Страны Вису и Йура

Биармия

Семь котлов

Духи

Расцвет и закат

Послесловие

Словарь языка пермского звериного стиля

Предисловие к альбому

Альбом

OCR
В пермском зверином стиле мы видим женщину-всадницу, «смотрящую
за миром», объезжающую мир на коне-лосе. У зауральских хантов и манси
эти функции «строить мир и выпрямлять границы» в дальнейшем переходят
к мужчине — Альви, Мир-Сусне-Хуму.
В стране бьярмов, где важнее была меновая торговля, а не война, статус
женщин был выше, чем у родственных народов Зауралья. Женщины были
вождями, хранителями знаний, знатоками обрядов, литейщицами — изготовителями амулетов.
По вере древних, у женщин было четыре души, а не пять, как у мужчин.
Шаманы говорили, что женщина с юных лет томится и просит недостающую душу у богини Ками. И та посылает ей в чрево новую душу — в виде
ребенка.

м и ф о л о г ия

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛЮДЕЙ
Происхождение людей бьярмы объясняли так. Сол-тур создал великанов
из лиственницы, но из-за злобного характера созданий решил уничтожить
деревянных существ. Великаны разбежались по лесам и превратились в чудовищ-людоедов, которых манси называли менквами.
Тогда великий небесный бог Сол создал людей полыми из глины и поставил сторожа охранять их. Его любопытный брат Хул-тур, владыка мира
мрака, напустил холод и, пообещав замерзшему сторожу шубу, пробрался
к людям. Он решил поиздеваться над братом и обмазал людей собственными нечистотами. Увидев это, создатель Сол разгневался, превратил
сторожа в существо с пожизненной шубой — в собаку, а полых людей
просто вывернул наизнанку. Богиня Среднего мира Ками-эва вдохнула
в них душу. Души ей передал Кос-тур, древний бог, дедушка нынешних
божеств. Сол-туру не разрешили смотреть на таинство, поэтому мужчины никогда не присутствуют при родах. Из-за нечистот Хула в людях так
много грязи внутри и нечистых мыслей, которыми управляет Владыка
Нижнего мира. С ними ведут борьбу хорошие побуждения, которые вместе с душой вдохнула в людей богиня Земли — Ками-эва. Когда человек
направлялся в отхожее место, бьярмы шутили, что он отправился отдать
долги Хул-туру (мифы коми).
По другим рассказам, создавая людей из глины, бог предусмотрел для
них защитную роговую оболочку. Но коварный Хул, бог болезней, подкупив
собаку, оплевал оставленные фигуры. Его слюна растворила защиту, и роговая оболочка осталась у людей только на концах пальцев.

БОГ-ХУДОЖНИК
Задумав создать людей, Сол-тур призвал брата Хула. Бог подземного мира
принес черной земли. Сол посохом нарисовал на земле людей, а затем сжал
землю в ладонях. Разжав кулаки, бог выпустил на землю первую человеческую пару. Хул-тур, завидуя брату, тоже схватил землю и сжал ее. Но из его
разжатых пальцев выскочили ящерицы. Сколько ни пытался Хул создать
своих людей, у него выходили лишь жабы, пауки и змеи. Рисовать владыка
мрака не умел.

И стория . м и ф о л о г ия

33