ных амулетов. Купцы, которых на Западе у финнов называли permi, везли
эти вещи за Ладогу. По дороге волей торговцев пояса «меняли пол» и продавались как мужские. В Скандинавии они считались поясами силы, хранителями в бою. Защитная сила поясов особо ценилась викингами, поскольку
смысл амулетов был загадочен для владельца. Скандинавским враждебным
духам трудно было пробить магическую иноземную броню. Прикамские пояса найдены даже в захоронениях конунгов — вождей викингов.
ИСТОРИЯ ОГНЯ И ВОЛШЕБНЫЕ КРЕСАЛА
Слова и вещи путешествуют по миру. Иногда, пересекая границы, на языковых барьерах слова отрываются от вещей и превращаются в легенды, а
вещи странствуют отдельно, обрастая новыми мифами. Интересна с этой
точки зрения история знаменитых прикамских кресал.
В IХ–X веке мастера Прикамья научились делать фигурные биметаллические кресала с бронзовой фигурной рукояткой и железным сердечникомвысекателем. На ручках кресал были изображены головы коней, всадники,
птицы и даже птицы-лоси. Прикамские кресала называют биметаллическими: они состоят из бронзового навершия и железного сердечника, с помощью которого высекают огонь. Но рождение огня бьярмы объясняли действием чудесных близнецов, изображенных на кресалах. Пара помощников
в виде змеев, собак, коней, всадников или лосептиц добывает огонь из
параллельных миров. В сказках разных народов присутствуют волшебные
свойства кресал. Из этой же серии волшебная лампа Аладдина.
Прикамье — родина фигурных кресал, как доказала археология. Отсюда
они расходились по средневековому миру от Китая на востоке и о. Вайгач
в Арктике (там найдено одно прикамское кресало), до Поволжья и земель
норманнов на Западе. Немало прикамских кресал с навершиями в виде
всадников найдено в Скандинавии.
Для нас интересна история «кресал с птицами», в буквальном смысле
разлетевшихся по Евразии. Исчезнувшие бьярмы никогда не расскажут
нам о смысле этих бронзовых фигур. В путешествии кресал на Запад, в края
викингов, слова оторвались от вещей, сюжет потерялся, но затем, как это
часто бывает, вещь получила новый смысл. Викинги охотно приобретали
кресала, считая, что на них изображены великий бог Один и его вороны,
Хугин (Думающий) и Мунин (Помнящий).
Кресало удачно попало в сюжет из «Младшей Эдды»: «Два ворона сидят
у него [Одина] на плечах и шепчут на ухо обо всем, что видят или слышат.
Хугин и Мунин — так их прозывают. Он шлет их на рассвете летать над всем
миром, а к обеду они возвращаются. От них-то и узнает он все, что творится
на свете. Поэтому его называют богом воронов». Так полагали викинги.
Зато на Востоке, среди алтайских шорцев, сохранился миф о происхождении огня. Нам неизвестно, обладали ли шорцы прикамскими огнивами,
но их легенда сохранила смысл волшебной вещи. Здесь сюжет — слова —
оторвались от вещи и дошли до нас.
История огня
Сол-тур сотворил горы и реки, деревья и травы, людей, зверей, птиц и
рыб. Птицы были одеты в пух и перья. Зверей укрывала густая шерсть. Но
человек был гол, он не мог согреться и готовить пищу. У людей не было огня,
и они обратились к своему покровителю — герою Альви. Повелитель птиц
отправил на поиски огня двух орлиц. Одна из них прилетела по небу к Золотому дому Сол-тура и попросила огонь для людей, сотворенных богом. Но Солнечный бог разгневался на своего сына, поскольку люди обратились к юноше,
Рис. 91
Кресало с конями
Рис. 92
Кресало с всадниками
Рис. 93
Кресало со змеями
Рис. 94
Кресало с человеком и птицами
И стория
55