Звериный стиль

Эренбург Б.А. Звериный стиль. -Пермь:Сенатор, 2014. -212 с., ил.

2014

Содержание

Предисловие

Бьярмы

Космос

Космограмма

Галерея звериного стиля

Великое переселение народов

Книга богинь

Великий хромой

Трое в лодке

История единорога

Из манси в персы

Звериный стиль мира

Люди-лоси, двойники зверей

Имя Альви

Близнецы

Пантеон

Женщины бьярмов

Происхождение людей

Бог-художник

Золотой лось

Путешествие в Нижний мир за луной и солнцем

Путешествие в страну птиц .

Птицы

Медведь — сын божий, убитый и вознесенный

Танец богов и схватки зверей

Души бьярмов

Круговорот душ

Священные числа: 3, 5, 7

Перевертыши

Мосты

Гибриды

Философия жизни

Военные обычаи

Лук, посох и сабля

Танец с саблями

Погребальный обряд

Реинкарнация

Шаманы

Человеческие жертвоприношения

Железо и бронза

Походный алтарь

Из варяг в бьярмы: пояса силы .

История огня и волшебные кресала

Сур

Сказители

Волшебная сказка

Баба-яга

Змея, конь, всадник, девушка .

Сказки для детей в зверином стиле

Лягушка

Страна

Загадка венгров

Страны Вису и Йура

Биармия

Семь котлов

Духи

Расцвет и закат

Послесловие

Словарь языка пермского звериного стиля

Предисловие к альбому

Альбом

OCR
на какое-то время «засыпал», а потом «просыпался» и начинал вещать от
имени умершего. После похорон дом необходимо очистить огнем, бобровой
струей, принести животное в жертву покровителю Альви.

м и ф о л о г ия

РЕИНКАРНАЦИЯ
Бьярмы верили, что душа предка вселяется в тело новорожденного ребенка
того же рода. Для временного вместилища души существовали куклы, на
которых сияли бронзовые солярные знаки или серебряные диски. В позднее время у манси вырезанная из дерева фигурка непременно снабжалась
монетой — «светлым кругом». Покойник, которому изготовили куклу, не
снабженную этим солярным символом, превращался во вредоносное существо — пауль-йорута. Вместе с монетой к фигурке прикладывали пучок волос покойного: волосы, в соответствии с представлениями манси, у живого
человека являлись обителью реинкарнирующейся души.
Если серебряная маска у бьярмов — знак ухода, отделения покойного
от живущих, то серебряный диск, который тоже находился в погребении, —
знак возвращения души в мир. У иранцев дисками с крыльями обозначались
фраваши — вместилища жизненных сил, духи умерших, которых боги возвращают в мир.
Знаком того, что душа уже вселилась в ребенка, был его крик ночью.
Существовали два способа определить, чья именно душа оказалась
в теле младенца. Шаман перед люлькой произносил нараспев имена умерших, а бабушка следила за ребенком.
1. Если ребенок улыбнулся, значит, душа услышала свое прежнее имя.
2. Если люлька, по словам бабушки или матери, неожиданно тяжелела,
это второй признак верного имени.
После рождения ребенка приносили жертвы Ками-эве, Альви и покойному, чья душа вселилась в ребенка.
В нашем обычае называть сына именем деда слышен отзвук древней
веры в возрождение членов рода.

Рис. 87
Бронзовый солярный знак — символ
возрождения. Чердынский р-н Пермского
края. Ханты и манси в XIX–XX веках
заменяли такой знак царской, а затем
советской монетой

история

ШАМАНЫ

Рис. 88
Диск из тонкого листа серебра
с изображением головы Сенмурва,

Шаманы бьярмов были не похожи на сибирских шаманов, крутящихся в
трансе, камлающих с пеной у рта и бьющих в разукрашенные бубны. Они
несравнимы с алтайскими шаманами, получавшими за камлание стадо баранов. Шаманы бьярмов были, скорее, группой специалистов в узких областях, людьми, призванными к особой деятельности в неземных сферах.
Среди них были специалисты по сновидениям, знатоки речи огня, мастера
воинской магии, специалисты по мухоморам, провидцы, сказители, врачи и
просто фокусники. Самые сильные шаманы совмещали несколько функций.
Служение на шаманском поприще считалось призванием, общественной нагрузкой, гонорары шаманов были достаточно скромны по сравнению

крылатого гибрида из разных существ.
Найден с погребальной маской.
Возможное значение: маска — знак
ухода, отделения умершего от живых.
Диск — знак возвращения души в мир.
Соответствует иранским фраваши,
которые обозначались крылатыми
дисками, обозначающими реинкарнацию
душ, их возвращение в мир.
р. Кама, Чердынский район Пермского края

м и ф о л о г ия . история

51