разворачивается от пряжки и завершается ею. Поэтому такое значение придается в западносибирском зверином стиле оформлению пряжек. Пряжки
с изображением медведя служили не только оберегом. Эпитет «изобилие
зверей дающий дух» позволяет предполагать ношение медвежьего образа
с магической целью обеспечить удачу охотника. На пряжках часто изображался так называемый «сложный медведь»: гибрид из нескольких существ,
медведь с головой быка, выдры, с телом пушного зверя. Иногда только ритуальная поза с лапами по сторонам морды позволяет угадать на пряжке
божественного зверя. Считалось, что повелитель лесного хозяйства обладает свойствами всех лесных животных, знает их повадки и определяет
успех промысла вообще. Медведь всегда изображался с четырьмя когтями,
это знак оборотничества, знак возможного превращения в других животных
и в человека. Ханты считали, что он «посылает» охотнику остальных зверей. После потери второй части пряжки, первая подвешивалась за петельки
во время церемонии жертвоприношения: обращаясь к ней, человек просил
у родича-медведя помощи и удачи (Кулемзин В. Я., 1984).
ТАНЕЦ БОГОВ И СХВАТКИ ЗВЕРЕЙ
В последний день медвежьего праздника перед участниками появлялись
боги и герои, создатели мира. Боги являлись в священных обликах, в образах зверей. Изображали богов люди в берестяных, кожаных и серебряных
масках и специальных костюмах.
Танец богов переходил в ритуальные схватки, звери сражались между собой и с медведем. Филин бросался на зайца, лось атаковал лисицу, а все вместе, звери и зрители, нападали на медведя. Вспомним, что в образе филина
прячется мужчина — хромой бог, а в образе зайца — великая богиня Калтась, «летний заяц, нежная женщина, осенний заяц, нежная женщина...»,
как призывали ее манси. Так что погоня филина за зайцем, один из ритуалов
медвежьего праздника, возможно, является эротическим обрядом, атрибутом небесной свадьбы. После исполненных песен, после проводов четырех
душ на небо — а у медведя, как и у человека было пять душ — начинался
заключительный этап праздника. У медведя — подателя благ — требовали
удачи в охоте и других даров. На медведя нападали близнецы-сестры зайчихи, в образе которых представала сама Камская богиня, в медведя вцеплялся
Филин, на него бросались ворон, журавли, комары и охотники. Все они стремились отобрать у Медведя последнюю душу, залог возрождения. Но могучий зверь побеждал в битве, разгонял нападавших, и тогда покровитель людей Альви (у манси — Мир-Суснэ-Хум) убивал зверя заговоренной стрелой.
Это было великое жертвоприношение. Танец Огненной лисицы — человека
в костюме с длинным горящим хвостом — завершал ритуал. Огонь очищал
мир и людей в нем. Праздник заканчивался.
Рис. 63
Целая пряжка на мужском поясе обычно
являла нерушимый союз древнейшего
божества Урала медведя и священной
птицы совы (филина) — божества когдато пришедших на Урал южных племен.
Сочетание медведя с хищной птицей на
пластинах в разных вариантах — одна из
ведущих тем западносибирского звериного
стиля. Как правило, в паре доминирует
филин, бог древних богатырей. Его
изображение на пластинах и подвесках
всегда сверху. На застегнутом ремне
приемник с филином расположен поверх
кожи, в то время как пряжка с медведем
скрыта лентой ремня
ДУШИ БЬЯРМОВ
У каждого человека было пять душ, одна из них, «душа дыхания», была неотделима от тела и после смерти переселялась в тело ребенка того же рода.
Ее можно иногда увидеть в виде тени или в зеркале. Душа часто представлялась в виде птицы (сокол, куропатка, чайка, кукушка), с этим связан обычай женщин носить на концах кос подвески — металлические изображения птиц (вороны, ястреба, сороки, чайки, утки): «косы медными птичками
украшены», «по одной косе соболя бегают, по другой косе птички порхают».
м и ф о л о г ия
39