история единорога
На «чердынских» пластинах с богинями часто видны копытные животные с
одним рогом. Попадаются единороги с телом коня, быка, морда зверя иногда напоминает голову лося. Созданные ираноязычным племенем сарматоаланов, пластины несут в себе архетипы древних цивилизаций Востока.
Истоки пермского звериного стиля порой уходят в самое начало истории цивилизаций. Наиболее интересен сюжет с пермским единорогом. Его
история начинается с дравидской культуры Хараппы. Более половины из
двух тысяч керамических печатей дравидов отмечены изображением однорогого буйвола. Мифология одной из первых исторических цивилизаций
Земли обладает интересным сходством с мифами урало-сибирских народов.
В Хараппе и Мохенджо-Даро существовал культ богини-матери, боги-хранители являлись в облике человекобуйволов, существовали трехликие божества, трехголовые звери и множество гибридных зооморфных существ.
Цивилизация Индостана и народы Урала во времена звериного стиля еще
не знали государственных форм, отсюда, возможно, это структурное сходство мышления, несмотря на дистанцию в три тысячи лет.
Затем однорогий копытный появляется на знаменитых «Воротах Иштар» в Вавилоне, где его зовут рими. Увековеченный в Библии Царь Вавилона Навуходоносор оставил такую надпись: «… свирепые рими и мрачные
сирруши (драконы) начертаны на дворе врат, чем я сообщил вратам великолепие чрезвычайное и роскошное, и род людской может взирать на них в
изумлении». Отметим, что рими — спутники Иштар, атрибуты всемогущей
богини. В Вавилоне расцветает искусство гибридных форм, появляются
шеду — человекобыки, птицы с человеческими лицами, крылатые быки и
драконы-сирруши, состоящие из частей множества животных.
Потом мы видим однорогого быка на рельефах знаменитого дворца Дария
в Персеполисе. Дарий захватил Вавилон, и персы по-своему восприняли единорога. Единорог изображен в схватке со львом. Зороастрийцы считали единорога орудием чистых сил. Однорогий бык всегда на стороне асуров, воинов
света. Затем единорог побывал в Древней Греции спутником девственной богини охоты Артемиды и лишь потом оказался на Урале. После некоторого перерыва единорог появляется в начальную эпоху пермского звериного стиля, в
искусстве пришедших на Урал сарматских племен. Здесь он, как и раньше, на
стороне небесных сил, как спутник верховной богини или знак ее помощников.
На единорогах стоят «чердынские» богини, тела рогатых коней окружают их,
люди с головами однорогих копытных приникли к телу богини. Встречаются и
отдельные пластины с однорогими быками. После исчезновения сарматов в
Прикамье иконография единорога сохранилась в классическом зверином стиле. Так называемый ящер-«мамонт» часто изображен с одним рогом на лбу.
Затем единорог попал в славянские мифы, например, в «Голубиную книгу»
под именем Индрик-зверь. Здесь он, как и «мамонт» обских угров, ползает под
землей, устраивает землетрясения, прокладывает русла рек.
Рис.36
Однорогий буйвол. Цивилизация МохенджоДаро и Хараппы, 2500 г. до н.э.
Рис. 37
Рими (однорогий бык), Вавилон,
575 г. до н.э. Ворота Иштар
Рис. 38
Однорогий бык, Дворец Дария в Персеполисе
(Иран), V в. до н.э.
Рис. 39
Единорог с телом быка, сармато-аланы,
IV–V в. н.э.
Рис. 40
Богиня (копия пластины), сарматоаланы, IV–V в. н.э. Помощники богини —
единороги с телом коня
м и ф о л о г ия
23