а не к нему, творцу мира, и выгнал птицу. Тогда орлица дождалась, пока Солтур заснул, схватила кресало и улетела. Другая орлица, устав искать огонь в
горах, села на высокую скалу и случайно толкнула камень. Камень сорвался и
покатился вниз, высекая искры. Птица подняла осколок и принесла его Альви. Герой ударил кресалом о камень, высек огонь и подарил его людям.
Кресала были мощным амулетом, в праздники огонь полагалось зажигать
только родовым кресалом. Если род делился, и часть людей уходила на новое
место, разламывалось и родовое кресало. На новом месте огонь зажигали от
него. Кресалом можно было отвести беду: если человек наступал случайно
на след тотемного зверя, необходимо было бросить на след огниво, откупиться. Иначе зверь увел бы человека за собой. Кресало и трут в металлической
трубице охотники и воины носили с собой на поясе (Оятева Е.И., 2009).
СУР
Нам неизвестен язык бьярмов, но несколько слов этого языка мы знаем.
Колома, калма — на всех угорских языках называлась смерть. Карс — на
многих языках называлась огромная птица, священная птица шаманов.
Сур — пиво — тоже звучало одинаково во всех угорских языках. Возможно, слово произошло от иранского сура — хмельной напиток. Пиво —
главный ритуальный напиток, его пили на празднике прилета птиц, на
обрядах гона скота, на медвежьем празднике, им угощали духов, лили на
шаманский бубен, оживляя его силу, пиво жертвовали богам, поливая корни священных берез – мирового древа.
Пиво в ритуальной практике олицетворяло энергию мира — переплавляющую, изменяющую земную суть человека, позволяя ему через ритуальную смерть (опьянение) ритуально возродиться. На одной из пластин герой
Альви изображен с колосьями ячменя. Существуют отдельные изображения растения в бронзе.
СКАЗИТЕЛИ
Мы уже отмечали у создателей звериного стиля особое отношение к слову.
Каждый из них был певцом и поэтом.
У хантов и манси, как вероятно и у средневековых бьярмов, было принято слагать и петь на пиршествах песни собственного сочинения. Это
были песни о приключениях во время путешествий, похвальные песни,
песни-жалобы, любовная лирика. Пелись песни, посвященные ребенку
или животному. На праздниках исполнялись сказания о богах и героях, о
предках племени. На медвежьих игрищах в определенном порядке за семь
дней исполнялось 300 песен. Каждая отмечалась зарубкой на специальном
посохе. Автор всегда был внутри произведения, становился частью истории.
Пространство сказки раздвигалось и втягивало в себя слушателей. Сказки
становилась жизнью героя, и фольклорная формула «если моей сказке продолжаться…» означала «если я буду жив». Мы уже говорили, что в похоронном обряде бьярмов бдение у тела умершего предполагало непрерывное
исполнение легенд, сказок, преданий.
«Культовая и даже простая песня исполняется в особом психическом состоянии. Прихотливо варьирующийся монотонный мотив, частые повторы
не только строк, но и крупных фрагментов, приводят в состояние, близкое
к экстазу. Создается ощущение, что давно прошедшие события происходят
56
история