мира, бог мрака, повелитель болезней. У Хул-тура — свое войско, состоящее из великанов-людоедов менквов, гибридов-монстров и злых духов. Хултура тоже почитали и приносили дары, но с особой просьбой. Бога болезней
и несчастий просили не приходить в гости.
Более всего бьярмы почитали свою Великую Ками-эву, Камскую богиню,
повелительницу Земли, мать людей и животных. Богиня вдохнула души в людей, созданных Солнечным богом, она отмеряет сроки всего живого на Земле. Сестра и жена Сол-тура, она подсказала ему, каким образом укрепить
нетвердую Землю. По ее совету Сол-тур бросил вниз свой пояс, и возник
Урал, горы среди рек и болот. Так утвердилась Земля. Камская богиня — защитница людей от болезней и подательница детей. Она помогает женщинам
при родах, она определяет людские судьбы. С солнечными лучами — косами
богини — Ками-эва посылает во чрево женщин души детей в виде маленьких
птиц. Когда ребенок лепечет в колыбели, он разговаривает с богиней, взрослые остерегаются при ребенке непочтительно говорить о духах.
И стория
ЖЕНЩИНЫ БЬЯРМОВ
Рис. 54
Сборка из элементов украшений женского
костюма с пронизкой в виде крылатой
собаки — Сенмурва. Крепилась к женскому
поясу на кожаном шнурке.
Бронза. VII в. Прикамье
32
м и ф о л о г ия . И стория
Женщины с мощными бедрами и тонкой талией были идеалом красоты для
бьярмов. Увидеть это можно в облике Камской богини, Ками-эвы, богини
огня и других женских божеств. До XX века этот идеал сохранялся у многих
финно-угорских народов (мордва).
Культ Великой богини, Матери Земли, и сохранившиеся с сарматских
времен традиции обеспечивали женщинам важное и ответственное положение в обществе. Женщины следили за чистотой очага, поддерживали огонь.
Женщины отливали амулеты, найдены захоронения женщин-литейщиц
с льячками и литейными формами.
Женщины бьярмов любили украшения, их одежда была изобильно
украшена орнаментами, литыми амулетами, подвесками с колокольчиками,
пронизками, коробочками-медальонами. Птиц бьярмы называли «существами вершины кос», поскольку их многочисленные изображения с подвесными лапками красовались на косах женщин. «Косы медными птичками
украшены», «по одной косе соболя бегают, по другой косе птички порхают» (из мансийских сказаний). Существовали и декоративные косы из заплетенной ткани.
Блистающие медью и серебром, звенящие подвесками с бубенчиками и
колокольчиками, костюмы уральских женщин были одними из самых сложных, дорогих и тяжелых одежд в Европе IX–X века. Помимо украшений к
поясу такой одежды крепились шилья в футлярчиках, копоушки, гребни и
другие предметы рукоделия и гигиены. Еще на пояс подвешивались изображения родовых духов с шумящими цепочками, обереги с крылатыми собаками — Сенмурвами, коробочками-медальонами и большим набором металлических инструментов: игольниц, скребков, ножичков и пр. Количество
ремешков на женском поясе доходило до 48. Любой женский пояс обладал
подвеской с ножнами, каждая женщина бьярмов носила кинжал.
Пожилых женщин называли «среброкосыми», уподобляя богине. Они
отвечали за ритуал, разговаривали с умершими, следили за реинкарнацией
душ. Пожилые женщины и маленькие девочки первыми становились в круг
на медвежьих играх. Фольклор угров и бронзовые изображения сохранили
память о женщинах-вождях, предводителях рода.