Звериный стиль

Эренбург Б.А. Звериный стиль. -Пермь:Сенатор, 2014. -212 с., ил.

2014

Содержание

Предисловие

Бьярмы

Космос

Космограмма

Галерея звериного стиля

Великое переселение народов

Книга богинь

Великий хромой

Трое в лодке

История единорога

Из манси в персы

Звериный стиль мира

Люди-лоси, двойники зверей

Имя Альви

Близнецы

Пантеон

Женщины бьярмов

Происхождение людей

Бог-художник

Золотой лось

Путешествие в Нижний мир за луной и солнцем

Путешествие в страну птиц .

Птицы

Медведь — сын божий, убитый и вознесенный

Танец богов и схватки зверей

Души бьярмов

Круговорот душ

Священные числа: 3, 5, 7

Перевертыши

Мосты

Гибриды

Философия жизни

Военные обычаи

Лук, посох и сабля

Танец с саблями

Погребальный обряд

Реинкарнация

Шаманы

Человеческие жертвоприношения

Железо и бронза

Походный алтарь

Из варяг в бьярмы: пояса силы .

История огня и волшебные кресала

Сур

Сказители

Волшебная сказка

Баба-яга

Змея, конь, всадник, девушка .

Сказки для детей в зверином стиле

Лягушка

Страна

Загадка венгров

Страны Вису и Йура

Биармия

Семь котлов

Духи

Расцвет и закат

Послесловие

Словарь языка пермского звериного стиля

Предисловие к альбому

Альбом

OCR
Хранитель святилища у хантов раздавал мужчинам сабли, и воинственный танец с саблями завершал охотничий сезон. Железные сабли изгоняли
мстительных духов убитых зверей. У духов Верхнего мира тоже есть свои
волшебные сабли, истекающие пивом.
Оружие, направленное в небо, обеспечивало связь между мирами.

ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД

Рис. 85
Серебряная погребальная маска.
р. Кама, Чердынский район Пермского края

Рис. 86
Солярный знак. Бронза, диаметр 6 см.
Сармато-аланы, IV в.
р. Кама, Чердынский район Пермского края.
Возможно, такими дисками была покрыта
кольчуга воинов или броня лошадей.
Прототип солярного знака пермского
звериного стиля

50

история

Похоронный обряд бьярмов известен своей атрибутикой: серебряными посмертными масками. Лицо покойника закрывали маской, человек переходил в иной мир и становился невидим для живущих. Сам покойник следил,
как живые исполнят прощальный обряд. Поэтому в маске была прорезь
для глаз, а сами маски были серебряными, кожаными и матерчатыми в зависимости от благосостояния покойного. Через сорок дней, душа после
различных приключений окончательно покидала этот мир и, обернувшись
птицей, улетала в Нижний мир. Мы можем представить обычаи бьярмов
через описанный этнографами погребальный ритуал манси. Необходимо
было исполнить обряд, чтобы души умерших смогли потом возродиться
в членах рода. Нужно отвезти покойника на кладбище, сломать посуду и
вещи, которыми покойник должен воспользоваться в ином мире, поставить
немного еды на дорогу в ногах тела. От домашнего огня очага поджигался
трухлявый кусок березового ствола, от которого затем зажигали на кладбище поминальный костер. Огонь домашнего очага провожал умершего в
последний путь, дух огня находился с человеком от момента его рождения
до перехода в мир мертвых.
В моменты перехода, после смерти, на свадьбе, при рождении, открываются двери в иные миры, откуда приходят новорожденные и куда уходят умершие. В это время слетаются духи — покровители и враги, поэтому следует
быть очень осторожным. Имя покойника становилось запретным сразу же
после смерти, иногда на время, пока душа не возродится. Душу умершего не
нужно тревожить, покойного нельзя называть по имени. Умершие не могут
смириться с новым положением, они боятся разлуки. Любовь мертвых к живым, их стремление захватить родных с собой нужно обезопасить. Жилище,
где умер человек, и его обитатели считались «нечистыми». Начинали действовать запреты: нельзя было ходить в гости, на охоту, пользоваться промысловыми орудиями, острыми предметами, женщинам — быть босыми, выходить
вечером из дома (ханты, манси). Пожилые женщины знают обряды, руководят
процессом, они способны, по мнению бьярмов, слышать знаки другого мира и
голоса умерших. Они сами стоят на краю могилы и близки к смерти. Старушки
причитают над могилой, изменяя голос. Они восклицают неземными голосами, называют по именам предков. Их плач извещает умерших, собирает их.
Духи предков собираются у поминального костра и ожидают вновь прибывшего. Женщины угощают пришельцев, бросают в огонь семь разных кусочков еды. Бьярмы не боялись смерти, они опасались прогневать духов. Из-за
ошибки душа умершего не сможет успокоиться и воплотиться вновь. Неприкаянная душа становится опасна для живых. Пока тело в доме, умершего надо
кормить, ставить для него еду. Нельзя спать. Нельзя гасить домашний огонь,
убирать свет. Сонный человек беспомощен, духи умерших легко могут увести
его душу за собой. По ночам до похорон бьярмы рассказывают друг другу истории, сказки, легенды. Обряд длится пять дней, если покойник — мужчина,
и четыре, если умерла женщина. Одним из особых обрядов было узнавание
причины смерти у самих покойных в случае их скоропостижной кончины, а
также выяснения, не держат ли они «обид» на кого-то из живых и не заберут
ли за собой следом. Для того, чтобы ответить на подобные вопросы, шаман