СТАНОВЛЕНИЕ
ДРЕВНЕЦЕРКОВНОГО
БОГОСЛОВИЯ
И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
(Некоторые размышления)1
Богословие, как слово у Бога, слово через Бога и слово
о Боге, всегда пыталось и пытается выразить величай
шую и невыразимую Тайну Триединого Бога и Домо
строительства спасения рода человеческого слабыми
и немощными и в то же время — мощными и яркими,
по благодати Божией, средствами языка. Христианство,
явившись в мир с Воплощением Бога Слова, не принес
ло с собою нового языка, но сразу же начало преобра
жать уже имеющийся. И хотя Сам Господь и Его первые
ученики говорили на арамейском, но не он явился язы
ком религии Христовой, а греческий, которому суждено
было стать первым языком богословия и Благой Вести2.
И когда любимый ученик Господа, первый великий
Богослов, в зачине своего Евангелия написал: В начале
было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно
1 Печатается по: Альфа и Омега. 2009. № 1(54). С. 160-174.
2 Предполагается иногда, что и Сам Господь знал немного гре
ческий язык, но этот язык стал языком Благой Вести со св. Стефана
Первомученика и «эллинистов», а св. Апостол Павел и любимый уче
ник Господа продолжили их дело (См.: Bardy G. La question des langues
dans l’Eglise ancienne. Paris, 1958. P. 2-9).
9