Святые отцы в истории Православной Церкви
так и интеллектуального, может привести ко впадению
в противоположную крайность.
3. Новые догматические течения:
омии, аномеи и омиусиане
Конечно, догматическая борьба, развернувшаяся по
сле Никейского Собора, была неоднозначной и велась на
нескольких уровнях, часто напоминая, по выражению
Сократа, «ночное сражение»1, где соратника можно было
принять за врага и наоборот. И тем не менее основные
тенденции данной борьбы намечались довольно ясно.
Политические события оказывали большое влияние на
эту борьбу —данное обстоятельство, характеризующее,
как известно, всю историю Церкви эпохи Вселенских Со
боров, проявлялось весьма отчетливо и в IV веке. Смерть
Константина Великого (337 год), разделение империи
между тремя его сыновьями, а затем воссоединение дер
жавы под властью Константия (Констанция —353 год),
не только симпатизирующего арианствующим, но и вся
чески поддерживающего их мощными рычагами госу
дарственной власти, привело, казалось бы, к торжеству
ереси в лице омиев. Но внешнее торжество обернулось
проявлением внутренней слабости. Два Антиохийских
собора (341 и 344), Сирмийский (357) и некоторые дру
гие соборы пытались найти адекватную «формулу веры»,
которая бы заменила Никейский символ веры, но все эти
попытки оказались безуспешными —данные «формулы»
поражали своей расплывчатостью, нечеткостью и как бы
«богословской беззубостью». Следует отметить, что на
развитие богословской мысли оказало влияние и почти
одновременная смерть тех, руками которых был зажжен
1 Сократ Схоластик. Церковная история. С. 48.
70