Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера)

Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера). -М.:Сибирская Благозвонница, 2011. -432

2011

Содержание

Предисловие автора

СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕЦЕРКОВНОГО БОГОСЛОВИЯ И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ (Некоторые размыш ления)

ЦЕРКОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ В ПЕРИОД ОТ ПЕРВОГО ДО ВТОРОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА: 325 - 381 ГОДЫ

ЦЕРКОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ХРИСТОЛОГИЧЕСКИХ СПОРОВ: СОБЛАЗНЫ ЕРЕСЕЙ И БОРЬБА ЗА ПРАВОСЛАВИЕ

ХРИСТИАНСТВО КАК ФИЛОСОФИЯ ИЛИ ЛЮБОМУДРИЕ ПО ХРИСТУ ПО СВИДЕТЕЛЬСТВУ ГРЕЧЕСКИХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ И ЦЕРКОВНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ II-VIII ВЕКОВ (Некоторые наблюдения)

СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ТАИНСТВЕ ПОКАЯНИЯ (Некоторые аспекты)

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕХРИСТИАНСКОЙ И РАННЕВИЗАНТИЙСКОЙ ЭКЗЕГЕЗЫ (II — начало VIII веков)

ВОПРОС О ПРЕДЕЛАХ ВЕДЕНИЯ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА (Мф. 24, 36; Мк. 13, 32; Лк. 2, 52; Ин. 11, 34) И ЕГО РЕШЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СВЯТООТЕЧЕСКОГО ПРЕДАНИЯ

СУЩНОСТЬ СОБОРНОГО СОЗНАНИЯ В ДРЕВНЕЦЕРКОВНОЙ ПИСЬМЕННОСТИ: ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ

OCR
Святые отцы в истории Православной Церкви

так и интеллектуального, может привести ко впадению
в противоположную крайность.

3. Новые догматические течения:
омии, аномеи и омиусиане
Конечно, догматическая борьба, развернувшаяся по­
сле Никейского Собора, была неоднозначной и велась на
нескольких уровнях, часто напоминая, по выражению
Сократа, «ночное сражение»1, где соратника можно было
принять за врага и наоборот. И тем не менее основные
тенденции данной борьбы намечались довольно ясно.
Политические события оказывали большое влияние на
эту борьбу —данное обстоятельство, характеризующее,
как известно, всю историю Церкви эпохи Вселенских Со­
боров, проявлялось весьма отчетливо и в IV веке. Смерть
Константина Великого (337 год), разделение империи
между тремя его сыновьями, а затем воссоединение дер­
жавы под властью Константия (Констанция —353 год),
не только симпатизирующего арианствующим, но и вся­
чески поддерживающего их мощными рычагами госу­
дарственной власти, привело, казалось бы, к торжеству
ереси в лице омиев. Но внешнее торжество обернулось
проявлением внутренней слабости. Два Антиохийских
собора (341 и 344), Сирмийский (357) и некоторые дру­
гие соборы пытались найти адекватную «формулу веры»,
которая бы заменила Никейский символ веры, но все эти
попытки оказались безуспешными —данные «формулы»
поражали своей расплывчатостью, нечеткостью и как бы
«богословской беззубостью». Следует отметить, что на
развитие богословской мысли оказало влияние и почти
одновременная смерть тех, руками которых был зажжен
1 Сократ Схоластик. Церковная история. С. 48.
70