ВОПРОС О ПРЕДЕЛАХ ВЕДЕНИЯ
ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
(Мф. 2 4 , 36; Мк. 13,32; Лк. 2 , 52; Ин. 11,34)
И ЕГО РЕШЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ
СВЯТООТЕЧЕСКОГО ПРЕДАНИЯ1
В с е православное вероучение, так же, как и христиан
ское житие, соткано из видимых противоречий, кото
рые представляются падшему и греховному рассудку
человеческому неразрешимыми антиномиями. Однако
эти противоречия (например, противоречие Единства
и Троичности Бога) остаются, как правило, неразре
шимыми лишь для тех, кто либо пребывает вне ограды
Церкви, либо для только что вошедших в нее, а для стре
мящихся ревностно следовать «тесным и узким путем»
(ср. Мф. 7, 13-14) они перестают быть антиномиями.
Причем разрешение таких противоречий осуществляет
ся не столько способом дискурсивно-понятийного мыш
ления, сколько стяжанием духовного опыта, объеди
няющего ум и сердце. Понятийное мышление является
здесь не более как сопутствующим фактором. А духов
ный опыт, включающий в себя и опыт духовной брани,
и стяжание добродетелей (в первую очередь смиренно
мудрия), и литургический опыт, и науку молитвы и т. д.,
1 Печатается по: Богословский вестник. № 5-6. Сергиев Посад:
МДА, 2005-2006. С. 229-272.
302