Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера)

Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера). -М.:Сибирская Благозвонница, 2011. -432

2011

Содержание

Предисловие автора

СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕЦЕРКОВНОГО БОГОСЛОВИЯ И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ (Некоторые размыш ления)

ЦЕРКОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ В ПЕРИОД ОТ ПЕРВОГО ДО ВТОРОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА: 325 - 381 ГОДЫ

ЦЕРКОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ХРИСТОЛОГИЧЕСКИХ СПОРОВ: СОБЛАЗНЫ ЕРЕСЕЙ И БОРЬБА ЗА ПРАВОСЛАВИЕ

ХРИСТИАНСТВО КАК ФИЛОСОФИЯ ИЛИ ЛЮБОМУДРИЕ ПО ХРИСТУ ПО СВИДЕТЕЛЬСТВУ ГРЕЧЕСКИХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ И ЦЕРКОВНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ II-VIII ВЕКОВ (Некоторые наблюдения)

СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ТАИНСТВЕ ПОКАЯНИЯ (Некоторые аспекты)

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕХРИСТИАНСКОЙ И РАННЕВИЗАНТИЙСКОЙ ЭКЗЕГЕЗЫ (II — начало VIII веков)

ВОПРОС О ПРЕДЕЛАХ ВЕДЕНИЯ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА (Мф. 24, 36; Мк. 13, 32; Лк. 2, 52; Ин. 11, 34) И ЕГО РЕШЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СВЯТООТЕЧЕСКОГО ПРЕДАНИЯ

СУЩНОСТЬ СОБОРНОГО СОЗНАНИЯ В ДРЕВНЕЦЕРКОВНОЙ ПИСЬМЕННОСТИ: ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ

OCR
Святые отцы в истории Православной Церкви

от первого до второго Вселенского Собора как «эпохи
триадологических споров» достаточно условно.

1. Арий и становление арианства
Оба этих момента можно наблюдать в арианских спо­
рах. В происхождении арианской ереси и в личности са­
мого ересиарха достаточно много загадочного. Связано
это в первую очередь с тем, что от сочинений Ария и его
сторонников сохранилось небольшое количество произ­
ведений (или их фрагментов)1. Подобное обстоятельство
дает основание некоторым западным исследователям
христологический вопрос —вопрос о взаимоотношении в Лице Спа­
сителя Божеской и человеческой природ, представлявший, пожалуй,
самую душу, жизненный нерв догматических движений как доникей
ской, так и посленикейской эпохи. Если сущность этих движений сво­
дилась к вопросу о реальном взаимоотношении между Богом и миром,
о преискреннем откровении человечеству во Христе Божественной
жизни, то собственно христологический вопрос является ближайшим
уяснением quomodo (“каким образом” (лат.) —Ред.) этого таинства,
тогда как вопрос о Божественном Триединстве представлял собою
лишь его необходимую метафизическую предпосылку. Эта принци­
пиальная важность христологической проблемы и ее органическая
связь с метафизическими основами христианского богословия, ясно
сознававшаяся на всем протяжении церковно-богословской мысли
(Тертуллиан, Ириней, Ориген и др.), в особенности отчетливо вы­
ступила в церковном сознании в IV веке, когда ариане, решительно
отвергнув догмат об истинном божестве Христа, в подтверждении
этого тезиса широко воспользовались всеми теми “уничижительны­
ми” для Христа библейскими изречениями о Нем, которыми частично
пользовались для этой же цели и раннейшие еретики и которые, по
православному пониманию, имели отношение лишь к человеческой
природе Спасителя» ( Орлов А. П. Тринитарные воззрения Илария
Пиктавийского. Сергиев Посад, 1908. С. XI-XII).
1 См.: Luibheid С. Finding Anus / / The Irish Theological Quarterly.
1978. Vol. 45. P. 81.

36