Святые отцы в истории Православной Церкви
от первого до второго Вселенского Собора как «эпохи
триадологических споров» достаточно условно.
1. Арий и становление арианства
Оба этих момента можно наблюдать в арианских спо
рах. В происхождении арианской ереси и в личности са
мого ересиарха достаточно много загадочного. Связано
это в первую очередь с тем, что от сочинений Ария и его
сторонников сохранилось небольшое количество произ
ведений (или их фрагментов)1. Подобное обстоятельство
дает основание некоторым западным исследователям
христологический вопрос —вопрос о взаимоотношении в Лице Спа
сителя Божеской и человеческой природ, представлявший, пожалуй,
самую душу, жизненный нерв догматических движений как доникей
ской, так и посленикейской эпохи. Если сущность этих движений сво
дилась к вопросу о реальном взаимоотношении между Богом и миром,
о преискреннем откровении человечеству во Христе Божественной
жизни, то собственно христологический вопрос является ближайшим
уяснением quomodo (“каким образом” (лат.) —Ред.) этого таинства,
тогда как вопрос о Божественном Триединстве представлял собою
лишь его необходимую метафизическую предпосылку. Эта принци
пиальная важность христологической проблемы и ее органическая
связь с метафизическими основами христианского богословия, ясно
сознававшаяся на всем протяжении церковно-богословской мысли
(Тертуллиан, Ириней, Ориген и др.), в особенности отчетливо вы
ступила в церковном сознании в IV веке, когда ариане, решительно
отвергнув догмат об истинном божестве Христа, в подтверждении
этого тезиса широко воспользовались всеми теми “уничижительны
ми” для Христа библейскими изречениями о Нем, которыми частично
пользовались для этой же цели и раннейшие еретики и которые, по
православному пониманию, имели отношение лишь к человеческой
природе Спасителя» ( Орлов А. П. Тринитарные воззрения Илария
Пиктавийского. Сергиев Посад, 1908. С. XI-XII).
1 См.: Luibheid С. Finding Anus / / The Irish Theological Quarterly.
1978. Vol. 45. P. 81.
36