СУЩНОСТЬ СОБОРНОГО
СОЗНАНИЯ В ДРЕВНЕЦЕРКОВНОЙ
ПИСЬМЕННОСТИ: ЕДИНСТВО
В МНОГООБРАЗИИ1
Великое море святоотеческих и древнецерковных тво
рений даже и для искушенного читателя часто представ
ляется необозримым и пугающим своей безбрежностью.
Каждый, кому дорого Православие, ясно осознает, что
пускаться в плавание по этому огромному морю необхо
димо, ибо для православного человека совершенно оче
видна та истина, которую прекрасно выразил русский
духовный писатель и богослов М. А. Новоселов: «...свя
тые отцы —это стержень Церкви, за который должны
крепко держаться чада ее, если хотят сохранить верность
Телу Истины и не выпасть из спасительного русла еди
ной, святой, соборной и апостольской Церкви»2. Но даже
если и понимаешь это, все равно часто бывает страшно —
как бы не утонуть! Почти бесчисленный сонм святых
отцов и древнецерковных писателей оставил нам в на
следие огромные тома своих писаний, поражающих взор
многоцветием жанров и многообразием содержания:
1 Печатается по: Патристика: Новые статьи, переводы. Нижний
Новгород, 2001. С. 7-31.
2 Новоселов М. А. Письма к друзьям. М., 1994. С. 209.
349