ХРИСТИАНСТВО
КАК ФИЛОСОФИЯ
ИЛИ ЛЮБОМУДРИЕ ПО ХРИСТУ
ПО СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГРЕЧЕСКИХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ
И ЦЕРКОВНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ
II-VIII ВЕКОВ1
(Некоторые наблюдения)
Известно, что религия Христова, зародившись в малом,
но избранном Богом семитском народе, очень быстро
вышла за пределы его. Усилиями многих первохристи
анских миссионеров, и в первую очередь св. Стефана
Первомученика, «эллинистов» и особенно св. Апостола
Павла, христианство в течение буквально одного-двух
столетий распространилось по всему греко-римскому
миру, выйдя даже и за пределы его. Оказавшись в этом
мире, оно вынуждено было так или иначе говорить на
языке этого мира —прежде всего на греческом. И не про
сто говорить, но и преображать этот язык. Естественно,
что то же самое религии Христовой пришлось сделать
и с имевшейся в наличии греческой культурой во всех
многообразных ее аспектах. А важнейшей частью этой
культуры, я бы сказал —средоточием ее, была античная
философия, которая являлась не просто неким спеку
лятивным рассуждением, но и путем жизни. Она была
1 Печатается по: Преподобный Анастасий Синаит. Избранные
творения. М.: Паломник; Сибирская Благозвонница, 2003. С. 461-476.
234