Святые отцы в истории Православной Церкви
славы Своей и стал человеком, чтобы соделать богом
всякого Адама. Пришел на землю Сын Божий, чтобы
начать новое творение, возобновление, “приуготовление
к боголепнейшему Божественного в человеке образа”, по
выражению сщмч. Мефодия Олимпийского. Он пришел,
чтобы возвести человека назад к “древней красоте”. Что
бы обновить нашу человеческую природу, Он рождается
в убогих яслях, чтобы возобновить, очистить, преобра
зить, обожить человека. Это обожение сперва происходит
в Лице Иисуса Христа —в человеческой природе Бого
человека. Второе Лицо Святой Троицы приняло на Себя
не просто ответственность за наши грехи, но всю нашу
человеческую природу. “Весь Он всего воспринял меня
и весь со мной соединился, чтобы всему мне даровать
спасение, ибо что не воспринято, то не может быть исце
лено” (преп. Иоанн Дамаскин). Бог усвоил человеческое,
чтобы передать человеку Божественное. На основе “со
общения свойств”, как учит догматическое богословие,
человеческая природа Иисуса обожилась, соединилась
с Богом и восприняла живоносный луч Божества, сама
не подвергшись тлению. И когда обожился Иисус как
человек, может уже обожиться всякий человек, весь че
ловеческий род, на основании таинственного единства
человеческого рода»1.
3. Несторий и его ересь
Наверное, в истории христианской Церкви Несто
рий вряд ли бы получил какое-либо заметное место,
если бы по попущению Божиему исторические обстоя
тельства не сложились так, что не очень известный и не
1Никита (Вутирас), архим. Жизнь во Христе согласно опыту
святых отцов. М., 2008. С. 178.
178