Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера)

Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера). -М.:Сибирская Благозвонница, 2011. -432

2011

Содержание

Предисловие автора

СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕЦЕРКОВНОГО БОГОСЛОВИЯ И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ (Некоторые размыш ления)

ЦЕРКОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ В ПЕРИОД ОТ ПЕРВОГО ДО ВТОРОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА: 325 - 381 ГОДЫ

ЦЕРКОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ХРИСТОЛОГИЧЕСКИХ СПОРОВ: СОБЛАЗНЫ ЕРЕСЕЙ И БОРЬБА ЗА ПРАВОСЛАВИЕ

ХРИСТИАНСТВО КАК ФИЛОСОФИЯ ИЛИ ЛЮБОМУДРИЕ ПО ХРИСТУ ПО СВИДЕТЕЛЬСТВУ ГРЕЧЕСКИХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ И ЦЕРКОВНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ II-VIII ВЕКОВ (Некоторые наблюдения)

СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ТАИНСТВЕ ПОКАЯНИЯ (Некоторые аспекты)

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕХРИСТИАНСКОЙ И РАННЕВИЗАНТИЙСКОЙ ЭКЗЕГЕЗЫ (II — начало VIII веков)

ВОПРОС О ПРЕДЕЛАХ ВЕДЕНИЯ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА (Мф. 24, 36; Мк. 13, 32; Лк. 2, 52; Ин. 11, 34) И ЕГО РЕШЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СВЯТООТЕЧЕСКОГО ПРЕДАНИЯ

СУЩНОСТЬ СОБОРНОГО СОЗНАНИЯ В ДРЕВНЕЦЕРКОВНОЙ ПИСЬМЕННОСТИ: ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ

OCR
Святые отцы в истории Православной Церкви

славы Своей и стал человеком, чтобы соделать богом
всякого Адама. Пришел на землю Сын Божий, чтобы
начать новое творение, возобновление, “приуготовление
к боголепнейшему Божественного в человеке образа”, по
выражению сщмч. Мефодия Олимпийского. Он пришел,
чтобы возвести человека назад к “древней красоте”. Что­
бы обновить нашу человеческую природу, Он рождается
в убогих яслях, чтобы возобновить, очистить, преобра­
зить, обожить человека. Это обожение сперва происходит
в Лице Иисуса Христа —в человеческой природе Бого­
человека. Второе Лицо Святой Троицы приняло на Себя
не просто ответственность за наши грехи, но всю нашу
человеческую природу. “Весь Он всего воспринял меня
и весь со мной соединился, чтобы всему мне даровать
спасение, ибо что не воспринято, то не может быть исце­
лено” (преп. Иоанн Дамаскин). Бог усвоил человеческое,
чтобы передать человеку Божественное. На основе “со­
общения свойств”, как учит догматическое богословие,
человеческая природа Иисуса обожилась, соединилась
с Богом и восприняла живоносный луч Божества, сама
не подвергшись тлению. И когда обожился Иисус как
человек, может уже обожиться всякий человек, весь че­
ловеческий род, на основании таинственного единства
человеческого рода»1.

3. Несторий и его ересь
Наверное, в истории христианской Церкви Несто­
рий вряд ли бы получил какое-либо заметное место,
если бы по попущению Божиему исторические обстоя­
тельства не сложились так, что не очень известный и не
1Никита (Вутирас), архим. Жизнь во Христе согласно опыту
святых отцов. М., 2008. С. 178.
178