ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
ДРЕВНЕХРИСТИАНСКОЙ
И РАННЕВИЗАНТИЙСКОЙ ЭКЗЕГЕЗЫ
(II — начало VIII веков)1
1. Становление
древнецерковного толкования
Священного Писания
Известно, что христианское вероучение, как совокуп
ность догматов, выражающих Богооткровенную истину,
зиждется на двух столпах —Священном Писании и Свя
щенном Предании, тесно и неразрывно связанных и не
отделимых друг от друга2. Также известно, что «по досто
инству Предание одинаково со Священным Писанием:
они суть только два источника одной и той же проповеди
об одной и той же Истине»3. Причем Предание не толь
ко является в христианстве неотделимым от Писания
1 Печатается по: Раннехристианская и византийская экзегеза:
Сб. статей. М.: ИМЛИ РАН, 2008. С. 3-25.
2 См. определение догмата у митрополита Макария (Булгакова):
догмат «есть Истина откровенная, содержащаяся в Св. Писании или
Св. Предании или в обоих вместе, потому что других источников для
христианской религии нет, и учение, не заключающееся в этих источ
никах, никогда не может быть христианским догматом» (Митрополит
Московский и Коломенский Макарий. Православно-догматическое бо
гословие. Т. 1. М., 1999. С. 7).
3 Пономарев П. П. Святые отцы и писатели Церкви о Священном
Предании / / Преподобный Викентий Леринский. О Священном Пре
дании Церкви. СПб., 2000. С. 122.
269