Святые отцы в истории Православной Церкви
как и многих других ересей: логические апории здесь яв
но преобладают над глубинным веросознанием Церкви,
в данном случае —церковным убеждением в полноте че
ловечества Христа.
В целом можно сказать, что, горячо полемизируя про
тив арианства, Аполлинарий в христологии пришел прак
тически к тем же выводам, что и ариане. Впрочем, следует
отметить, что эта близость христологических тезисов ари
ан и аполлинаристов напоминает близость двух концов
разомкнутого круга: по сути между ними дистанция весь
ма большая. Следует особо подчеркнуть тот факт, что если
христологические заблуждения ариан не имели далеко
идущих последствий, то аналогичные заблуждения Апол
линария вызвали в Церкви бурю нестроений, ибо он стал
непосредственным предшественником монофизитства,
вызвав в то же время в среде христианских богословов
реакцию, чреватую и противоположной крайностью, то
есть несторианством. Печальный пример Аполлинария
показателен в том плане, что он проявляет одну законо
мерность: ревностная борьба с ересью, при отсутствии
должного догматического целомудрия, внутреннего сми
ренномудрия и постоянной и всецелой ориентированно
сти на церковное благочестие, с неизбежностью приводит
к рождению новой ереси.
2. Становление антиохийской
христологии. Диодор Тарсский
и Феодор Мопсуестийский
Деятельность Аполлинария в Антиохии и его вовле
ченность в «Антиохийскую схизму», вследствие которой
в столице греческого Востока образовались, помимо ари
ан, три группы христиан, каждая во главе со своим епи
скопом (сторонников свт. Евстафия во главе с Павлином,
152