Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера)

Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера). -М.:Сибирская Благозвонница, 2011. -432

2011

Содержание

Предисловие автора

СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕЦЕРКОВНОГО БОГОСЛОВИЯ И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ (Некоторые размыш ления)

ЦЕРКОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ В ПЕРИОД ОТ ПЕРВОГО ДО ВТОРОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА: 325 - 381 ГОДЫ

ЦЕРКОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ХРИСТОЛОГИЧЕСКИХ СПОРОВ: СОБЛАЗНЫ ЕРЕСЕЙ И БОРЬБА ЗА ПРАВОСЛАВИЕ

ХРИСТИАНСТВО КАК ФИЛОСОФИЯ ИЛИ ЛЮБОМУДРИЕ ПО ХРИСТУ ПО СВИДЕТЕЛЬСТВУ ГРЕЧЕСКИХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ И ЦЕРКОВНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ II-VIII ВЕКОВ (Некоторые наблюдения)

СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ТАИНСТВЕ ПОКАЯНИЯ (Некоторые аспекты)

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕХРИСТИАНСКОЙ И РАННЕВИЗАНТИЙСКОЙ ЭКЗЕГЕЗЫ (II — начало VIII веков)

ВОПРОС О ПРЕДЕЛАХ ВЕДЕНИЯ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА (Мф. 24, 36; Мк. 13, 32; Лк. 2, 52; Ин. 11, 34) И ЕГО РЕШЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СВЯТООТЕЧЕСКОГО ПРЕДАНИЯ

СУЩНОСТЬ СОБОРНОГО СОЗНАНИЯ В ДРЕВНЕЦЕРКОВНОЙ ПИСЬМЕННОСТИ: ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ

OCR
Святые отцы в истории Православной Церкви

как и многих других ересей: логические апории здесь яв­
но преобладают над глубинным веросознанием Церкви,
в данном случае —церковным убеждением в полноте че­
ловечества Христа.
В целом можно сказать, что, горячо полемизируя про­
тив арианства, Аполлинарий в христологии пришел прак­
тически к тем же выводам, что и ариане. Впрочем, следует
отметить, что эта близость христологических тезисов ари
ан и аполлинаристов напоминает близость двух концов
разомкнутого круга: по сути между ними дистанция весь­
ма большая. Следует особо подчеркнуть тот факт, что если
христологические заблуждения ариан не имели далеко
идущих последствий, то аналогичные заблуждения Апол­
линария вызвали в Церкви бурю нестроений, ибо он стал
непосредственным предшественником монофизитства,
вызвав в то же время в среде христианских богословов
реакцию, чреватую и противоположной крайностью, то
есть несторианством. Печальный пример Аполлинария
показателен в том плане, что он проявляет одну законо­
мерность: ревностная борьба с ересью, при отсутствии
должного догматического целомудрия, внутреннего сми­
ренномудрия и постоянной и всецелой ориентированно­
сти на церковное благочестие, с неизбежностью приводит
к рождению новой ереси.

2. Становление антиохийской
христологии. Диодор Тарсский
и Феодор Мопсуестийский
Деятельность Аполлинария в Антиохии и его вовле­
ченность в «Антиохийскую схизму», вследствие которой
в столице греческого Востока образовались, помимо ари­
ан, три группы христиан, каждая во главе со своим епи­
скопом (сторонников свт. Евстафия во главе с Павлином,
152