Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера)

Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера). -М.:Сибирская Благозвонница, 2011. -432

2011

Содержание

Предисловие автора

СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕЦЕРКОВНОГО БОГОСЛОВИЯ И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ (Некоторые размыш ления)

ЦЕРКОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ В ПЕРИОД ОТ ПЕРВОГО ДО ВТОРОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА: 325 - 381 ГОДЫ

ЦЕРКОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ХРИСТОЛОГИЧЕСКИХ СПОРОВ: СОБЛАЗНЫ ЕРЕСЕЙ И БОРЬБА ЗА ПРАВОСЛАВИЕ

ХРИСТИАНСТВО КАК ФИЛОСОФИЯ ИЛИ ЛЮБОМУДРИЕ ПО ХРИСТУ ПО СВИДЕТЕЛЬСТВУ ГРЕЧЕСКИХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ И ЦЕРКОВНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ II-VIII ВЕКОВ (Некоторые наблюдения)

СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ТАИНСТВЕ ПОКАЯНИЯ (Некоторые аспекты)

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕХРИСТИАНСКОЙ И РАННЕВИЗАНТИЙСКОЙ ЭКЗЕГЕЗЫ (II — начало VIII веков)

ВОПРОС О ПРЕДЕЛАХ ВЕДЕНИЯ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА (Мф. 24, 36; Мк. 13, 32; Лк. 2, 52; Ин. 11, 34) И ЕГО РЕШЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СВЯТООТЕЧЕСКОГО ПРЕДАНИЯ

СУЩНОСТЬ СОБОРНОГО СОЗНАНИЯ В ДРЕВНЕЦЕРКОВНОЙ ПИСЬМЕННОСТИ: ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ

OCR
Святые отцы в истории Православной Церкви

и древнецерковных писателей было лишь ответом на
суемудрое «богословствование» еретиков.
Следует сделать одно предварительное замечание:
понятие «неведение» (ἄγνοια), так же, как и противопо­
ложный термин —«ведение» (γνῶσις), мыслилось в древ­
нецерковной письменности не столько в гносеологическом
аспекте, как в новое время, сколько в аспекте нравствен­
ном1. Неведение понималось здесь как состояние чело­
века после грехопадения, оно представлялось часто как
следствие этого грехопадения; было либо одной из раз­
новидностей греха, либо причиной его, либо результа­
том греховного образа жизни. Одним из классических
примеров такого понимания неведения может служить
высказывание богослова VI века Леонтия Византийского,
задающего своим оппонентам вопрос: «Каким образом
мы можем представлять Господа преисполненным неве­
дения, не представляя Его и преисполненным греха? Ибо
из неведения проистекает грех, как из источника река»2.
Подобный нравственно-сотериологический аспект по­
нятия «неведение», преобладающий в древнецерковной
письменности, определил в значительной степени и ре­
шение вопроса о неведении Господа.

Возникновение вопроса
(доникейское богословие)3
Первый намек на это возникновение мы встре­
чаем у св. Иринея, который обращается к своим
1Даже немногих примеров, собранных в известном патристическом
словаре по поводу понятия «неведение», достаточно для иллюстрации
этого. См.: Lampe G. W. Н. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1978. P. 21.
2 PG. T. 86. Col. 1373.
3 Хороший обзор этого вопроса в патристической письменности
(заканчивая св. Иоанном Дамаскиным) приведен в указанной рабо­
те: Moloney R. Op. cit. P. 38-66. Впрочем, суждения и оценки самого

304