Святые отцы в истории Православной Церкви
и древнецерковных писателей было лишь ответом на
суемудрое «богословствование» еретиков.
Следует сделать одно предварительное замечание:
понятие «неведение» (ἄγνοια), так же, как и противопо
ложный термин —«ведение» (γνῶσις), мыслилось в древ
нецерковной письменности не столько в гносеологическом
аспекте, как в новое время, сколько в аспекте нравствен
ном1. Неведение понималось здесь как состояние чело
века после грехопадения, оно представлялось часто как
следствие этого грехопадения; было либо одной из раз
новидностей греха, либо причиной его, либо результа
том греховного образа жизни. Одним из классических
примеров такого понимания неведения может служить
высказывание богослова VI века Леонтия Византийского,
задающего своим оппонентам вопрос: «Каким образом
мы можем представлять Господа преисполненным неве
дения, не представляя Его и преисполненным греха? Ибо
из неведения проистекает грех, как из источника река»2.
Подобный нравственно-сотериологический аспект по
нятия «неведение», преобладающий в древнецерковной
письменности, определил в значительной степени и ре
шение вопроса о неведении Господа.
Возникновение вопроса
(доникейское богословие)3
Первый намек на это возникновение мы встре
чаем у св. Иринея, который обращается к своим
1Даже немногих примеров, собранных в известном патристическом
словаре по поводу понятия «неведение», достаточно для иллюстрации
этого. См.: Lampe G. W. Н. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1978. P. 21.
2 PG. T. 86. Col. 1373.
3 Хороший обзор этого вопроса в патристической письменности
(заканчивая св. Иоанном Дамаскиным) приведен в указанной рабо
те: Moloney R. Op. cit. P. 38-66. Впрочем, суждения и оценки самого
304