Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера)

Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера). -М.:Сибирская Благозвонница, 2011. -432

2011

Содержание

Предисловие автора

СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕЦЕРКОВНОГО БОГОСЛОВИЯ И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ (Некоторые размыш ления)

ЦЕРКОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ В ПЕРИОД ОТ ПЕРВОГО ДО ВТОРОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА: 325 - 381 ГОДЫ

ЦЕРКОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ХРИСТОЛОГИЧЕСКИХ СПОРОВ: СОБЛАЗНЫ ЕРЕСЕЙ И БОРЬБА ЗА ПРАВОСЛАВИЕ

ХРИСТИАНСТВО КАК ФИЛОСОФИЯ ИЛИ ЛЮБОМУДРИЕ ПО ХРИСТУ ПО СВИДЕТЕЛЬСТВУ ГРЕЧЕСКИХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ И ЦЕРКОВНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ II-VIII ВЕКОВ (Некоторые наблюдения)

СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ТАИНСТВЕ ПОКАЯНИЯ (Некоторые аспекты)

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕХРИСТИАНСКОЙ И РАННЕВИЗАНТИЙСКОЙ ЭКЗЕГЕЗЫ (II — начало VIII веков)

ВОПРОС О ПРЕДЕЛАХ ВЕДЕНИЯ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА (Мф. 24, 36; Мк. 13, 32; Лк. 2, 52; Ин. 11, 34) И ЕГО РЕШЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СВЯТООТЕЧЕСКОГО ПРЕДАНИЯ

СУЩНОСТЬ СОБОРНОГО СОЗНАНИЯ В ДРЕВНЕЦЕРКОВНОЙ ПИСЬМЕННОСТИ: ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ

OCR
Святые отцы в истории Православной Церкви

Кто такой апостол Павел? Он же тоже подвижник!
Подвигом добрым подвизался, говорит он про себя (2 Тим.
4, 6 - 8 ). Известно, что св. Павел являлся одним из ве­
ликих первых благовествователей или, как сейчас го­
ворят, миссионеров. У нас сейчас на слуху такие слова,
как «миссионерская деятельность», которая, конечно же,
необходима. Но следует всегда помнить, что миссия без
личного духовного делания (или аскетики) невозмож­
на. Все первоначальное христианство было пронизано
этим чувством. Мы представляем апостола Павла неким
активным общественным деятелем, и это в какой-то сте­
пени верно, но он же был прежде всего подвижником, де­
лателем непрестанной молитвы, усердно подвизавшимся
также и в телесной аскезе. Поэтому его делание было
связано не только с внешней проповедью, поскольку
миссионер не может заниматься внешним деланием без
внутреннего. Мировоззрение вырастает из конкретного
живого опыта, миссионер проповедует не только словом,
но и своим духовным деланием. Ведь общеизвестна фра­
за, выражающая суть и христианского подвига, и хри­
стианского миссионерства: «Спасешься сам —спасутся
тысячи вокруг тебя». Единство христианской аскезы на
протяжении многих веков несомненно. Я уверен, что
опыт внутреннего делания, о котором мы читаем у свя­
тых отцов поздневизантийского времени, таких как преп.
Григорий Синаит или святитель Григорий Палама, был
известен и апостолу Павлу.

Аскетизм
и жизнь в миру
Нет аскетизма монашеского или мирского, аскетизм
один. Но есть разные его формы и степени: одни у монаха-отшельника
, другие у инока, живущего в киновии, третьи
406