Церковное богословие в период христологических споров
то впали бы в заблуждение Нестория и разделили ипо
стасное единство Христа на два друг от друга отличных
“личностных” существа»1. Такое коренное заблуждение
ересиарха и послужило основой для отрицания им слова
«Богородица». Ведь «имя “Богородица” подчеркивает,
что Рожденный от Марии не “простой человек”, не че
ловеческая личность, а Единородный Сын Божий, Один
из Святой Троицы. Это — краеугольный камень хри
стианской веры»2. Данный краеугольный камень веры
и отбросил Несторий, а поэтому его христологический
дуализм практически сразу вызвал неприятие подобного
заблуждения православным веросознанием.
4. Православное
отторжение несторианства:
св. Прокл Константинопольский,
Феодот Анкирский и автор трактата
«Против несториан», приписываемого
преп. Марку Подвижнику
Это отторжение началось практически сразу же
в Константинополе. «Ревнителем Православия из сре
ды мирян, адвокатом Евсевием (впоследствии еписко
пом Дорилейским), прервавшим однажды проповедь
Нестория восклицанием, что Само предвечное Слово
родилось вторым рождением (от Девы), написана была
и распространилась от имени константинопольского
клира записка (διαμαϱτυρία), где учение Нестория сопо
ставлялось с анафематствованным за 160 лет до этого
1Лосский В. Н. Богословие и Боговидение. С. 296.
2 Флоровский Георгий, прот. Догмат и история. М., 1998. С. 167.
199