Святые отцы в истории Православной Церкви
крайней спутанностью и неустойчивостью: характер
ным примером в данном случае является Евстафий Сева
стийский, в течение своей долгой жизни стоявший и под
никейским, и под арианским, и под омиусианским и ев
номианским знаменами. Несмотря на внутреннюю про
тиворечивость и спутанность богословских воззрений
у различных представителей характеризуемой группы,
одна общая черта объединяла ее в одно целое: отчасти
подозрительное, а отчасти и прямо отрицательное от
ношение к никео-афанасиевской идее “единосущия”»1.
Конечно, в этой пестрой коалиции были люди, последо
вательно отстаивающие главные принципы арианского
лжеучения: таковым являлся, например, Астерий Со
фист, упорно защищавший среди прочего и намеченную
выше арианскую сотериологию2. Но они были скорее
исключением, чем правилом. Многие представители «ан
тиникейской реакции» позднее примкнули к «омиям»,
защищавшим, против никейского единосущия, только
подобие Сына Отцу.
2. Защитники
Никейского символа веры
Стан защитников Никейской веры был более спло
ченным, хотя их богословские позиции не всегда от
личались однородностью. Если так можно сказать, на
«полюсе чистого Православия» находилась благодат
ная личность св. Афанасия; защита единосущия трех
Лиц Святой Троицы, как уже указывалось, целиком
1 Орлов А. П. Тринитарные воззрения Илария Пиктавийского.
С. 218.
2 См.: Сидоров А. И. Святой Лукиан Антиохийский и его учени
ки / / Альфа и Омега. 2007. № 2 (49). С. 43-48.
54