Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера)

Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера). -М.:Сибирская Благозвонница, 2011. -432

2011

Содержание

Предисловие автора

СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕЦЕРКОВНОГО БОГОСЛОВИЯ И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ (Некоторые размыш ления)

ЦЕРКОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ В ПЕРИОД ОТ ПЕРВОГО ДО ВТОРОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА: 325 - 381 ГОДЫ

ЦЕРКОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ХРИСТОЛОГИЧЕСКИХ СПОРОВ: СОБЛАЗНЫ ЕРЕСЕЙ И БОРЬБА ЗА ПРАВОСЛАВИЕ

ХРИСТИАНСТВО КАК ФИЛОСОФИЯ ИЛИ ЛЮБОМУДРИЕ ПО ХРИСТУ ПО СВИДЕТЕЛЬСТВУ ГРЕЧЕСКИХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ И ЦЕРКОВНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ II-VIII ВЕКОВ (Некоторые наблюдения)

СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ТАИНСТВЕ ПОКАЯНИЯ (Некоторые аспекты)

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕХРИСТИАНСКОЙ И РАННЕВИЗАНТИЙСКОЙ ЭКЗЕГЕЗЫ (II — начало VIII веков)

ВОПРОС О ПРЕДЕЛАХ ВЕДЕНИЯ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА (Мф. 24, 36; Мк. 13, 32; Лк. 2, 52; Ин. 11, 34) И ЕГО РЕШЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СВЯТООТЕЧЕСКОГО ПРЕДАНИЯ

СУЩНОСТЬ СОБОРНОГО СОЗНАНИЯ В ДРЕВНЕЦЕРКОВНОЙ ПИСЬМЕННОСТИ: ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ

OCR
Святые отцы в истории Православной Церкви

крайней спутанностью и неустойчивостью: характер­
ным примером в данном случае является Евстафий Сева
стийский, в течение своей долгой жизни стоявший и под
никейским, и под арианским, и под омиусианским и ев
номианским знаменами. Несмотря на внутреннюю про­
тиворечивость и спутанность богословских воззрений
у различных представителей характеризуемой группы,
одна общая черта объединяла ее в одно целое: отчасти
подозрительное, а отчасти и прямо отрицательное от­
ношение к никео-афанасиевской идее “единосущия”»1.
Конечно, в этой пестрой коалиции были люди, последо­
вательно отстаивающие главные принципы арианского
лжеучения: таковым являлся, например, Астерий Со­
фист, упорно защищавший среди прочего и намеченную
выше арианскую сотериологию2. Но они были скорее
исключением, чем правилом. Многие представители «ан
тиникейской реакции» позднее примкнули к «омиям»,
защищавшим, против никейского единосущия, только
подобие Сына Отцу.

2. Защитники
Никейского символа веры
Стан защитников Никейской веры был более спло­
ченным, хотя их богословские позиции не всегда от­
личались однородностью. Если так можно сказать, на
«полюсе чистого Православия» находилась благодат­
ная личность св. Афанасия; защита единосущия трех
Лиц Святой Троицы, как уже указывалось, целиком
1 Орлов А. П. Тринитарные воззрения Илария Пиктавийского.
С. 218.
2 См.: Сидоров А. И. Святой Лукиан Антиохийский и его учени­
ки / / Альфа и Омега. 2007. № 2 (49). С. 43-48.

54