Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера)

Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера). -М.:Сибирская Благозвонница, 2011. -432

2011

Содержание

Предисловие автора

СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕЦЕРКОВНОГО БОГОСЛОВИЯ И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ (Некоторые размыш ления)

ЦЕРКОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ В ПЕРИОД ОТ ПЕРВОГО ДО ВТОРОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА: 325 - 381 ГОДЫ

ЦЕРКОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ХРИСТОЛОГИЧЕСКИХ СПОРОВ: СОБЛАЗНЫ ЕРЕСЕЙ И БОРЬБА ЗА ПРАВОСЛАВИЕ

ХРИСТИАНСТВО КАК ФИЛОСОФИЯ ИЛИ ЛЮБОМУДРИЕ ПО ХРИСТУ ПО СВИДЕТЕЛЬСТВУ ГРЕЧЕСКИХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ И ЦЕРКОВНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ II-VIII ВЕКОВ (Некоторые наблюдения)

СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ТАИНСТВЕ ПОКАЯНИЯ (Некоторые аспекты)

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕХРИСТИАНСКОЙ И РАННЕВИЗАНТИЙСКОЙ ЭКЗЕГЕЗЫ (II — начало VIII веков)

ВОПРОС О ПРЕДЕЛАХ ВЕДЕНИЯ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА (Мф. 24, 36; Мк. 13, 32; Лк. 2, 52; Ин. 11, 34) И ЕГО РЕШЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СВЯТООТЕЧЕСКОГО ПРЕДАНИЯ

СУЩНОСТЬ СОБОРНОГО СОЗНАНИЯ В ДРЕВНЕЦЕРКОВНОЙ ПИСЬМЕННОСТИ: ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ

OCR
Церковное богословие в период от Iдо II Вселенского Собора

чтобы принять это речение: единосущный. Таков Василий
Анкирский, писавший о вере»1.

4. Святые
каппадокийские отцы
Важное значение омиусианства состоит еще и в том,
что с ним в период своей «богословской молодости»
был тесно связан св. Василий Великий, воспринявший
ряд лучших интуиций этого догматического движения2.
Можно сказать, что он осуществил то, что не удалось
реализовать омиусианам, ибо, «вращаясь среди пред­
ставителей самых разнообразных догматических на­
правлений, Василий лучше всех мог понимать то зло,
какое приносила Церкви эта разрозненность богослов­
ской мысли, и те средства, какие должны были помочь
этому нестроению. Уже с самого начала епископства
в голове его возник грандиозный план, отчасти подска­
занный уже предшествующей историей. Он задумал
соединить около себя все лучшие силы распадавшихся
догматических партий Востока, поднять в них жизне­
деятельность, составить из них солидное большинство,
способное противостоять разлагающемуся омийству,
и под знаменем Никейского символа примирить их с За­
падом и Египтом, и выполнению этой великой задачи он
посвятил всю свою жизнь»3. Эта жизнь была короткой
(святитель, как известно, не достиг и пятидесяти лет),
но весьма яркой, не только в смысле церковно-полити­
ческой и архипастырской, но и в смысле богословской
1 Святитель Афанасий Великий. Творения. Т. 3. С. 146-147.
2 См.: Rousseau Ph. Basil of Caesarea. Berkeley; Los Angeles; London,
1998. P. 98-99.
3 Спасский А. А. История догматических движений. С. 479.

81