ЦЕРКОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ
В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
ХРИСТОЛОГИЧЕСКИХ СПОРОВ:
СОБЛАЗНЫ ЕРЕСЕЙ
И БОРЬБА ЗА ПРАВОСЛАВИЕ1
Учение о Лице Господа нашего Иисуса Христа и особен
но учение о таинстве Боговоплощения составляет, как
известно, сердцевину всего православного вероучения.
Или, по словам нашего известного ученого, «догмат о Во
площении Сына Божия в Лице Иисуса Христа для ис
купления и спасения человека составляет основу, начало
и сущность христианства —камень, лежащий во главе уг
ла (Мф. 21,42-44). На вере в Боговоплощение зиждется
все духовное ведение (или миросозерцание) христианина
и вся духовная жизнь его, все его чаяния и упование, са
мое его спасение»2. Уже начиная с самых истоков христи
анского богословия, это учение составляло Альфу и Оме
гу его3. И в период так называемых «триадологических
споров» христология вкупе с сотериологией представляла
1 Печатается по: Вселенские Соборы. Вып. 2, ч. 3. СПб.: Аксион
эстин, 2010.44 с. —CD-ROM (электронное издание).
2 Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического
богословия. Т. 1. Сергиев Посад, 1911. С. 381.
3 См: Сидоров А. И. Становление древнецерковного богословия
и его характерные черты (некоторые размышления) / / Сидоров А. К
Святоотеческое наследие и церковные древности. Т. 1. С. 10.
140