Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера)

Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера). -М.:Сибирская Благозвонница, 2011. -432

2011

Содержание

Предисловие автора

СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕЦЕРКОВНОГО БОГОСЛОВИЯ И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ (Некоторые размыш ления)

ЦЕРКОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ В ПЕРИОД ОТ ПЕРВОГО ДО ВТОРОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА: 325 - 381 ГОДЫ

ЦЕРКОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ХРИСТОЛОГИЧЕСКИХ СПОРОВ: СОБЛАЗНЫ ЕРЕСЕЙ И БОРЬБА ЗА ПРАВОСЛАВИЕ

ХРИСТИАНСТВО КАК ФИЛОСОФИЯ ИЛИ ЛЮБОМУДРИЕ ПО ХРИСТУ ПО СВИДЕТЕЛЬСТВУ ГРЕЧЕСКИХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ И ЦЕРКОВНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ II-VIII ВЕКОВ (Некоторые наблюдения)

СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ТАИНСТВЕ ПОКАЯНИЯ (Некоторые аспекты)

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕХРИСТИАНСКОЙ И РАННЕВИЗАНТИЙСКОЙ ЭКЗЕГЕЗЫ (II — начало VIII веков)

ВОПРОС О ПРЕДЕЛАХ ВЕДЕНИЯ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА (Мф. 24, 36; Мк. 13, 32; Лк. 2, 52; Ин. 11, 34) И ЕГО РЕШЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СВЯТООТЕЧЕСКОГО ПРЕДАНИЯ

СУЩНОСТЬ СОБОРНОГО СОЗНАНИЯ В ДРЕВНЕЦЕРКОВНОЙ ПИСЬМЕННОСТИ: ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ

OCR
Христианство как труд и подвижничество

Древнее монашество
Иногда у людей складывается мнение, что аскетизм
предназначен только для узкого круга, для монахов или
каких-то «избранных подвижников», но на самом деле
аскетизм —это явление очень широкое и, позволю себе
сказать, доступное для каждого православного христиани­
на или, точнее, желающего стать истинным христианином.
Преподобный Анастасий Синаит (VII век), как и многие
отцы Церкви, говорит, что нет ни одного существа на зем­
ле, которое было бы «апроноитос» (ἀπϱονόητος) —то есть
лишено Божественного Промысла. Промысл же состоит
в том, что Бог желает спасения всех. Путь же ко спасе­
нию один —труд и подвижничество. Поэтому аскетизм
как путь к Богу предназначен для любого православного
христианина.
Естественно, что монашество в своем идеальном
выражении подразумевает высокую степень аскетиз­
ма, оно является сосредоточением всего восточно-хри­
стианского аскетизма, но аскетизм существовал и без
монашества. Аскетизм древнее монашества, просто мо­
нашество как бы сконцентрировало в себе опыт пред­
шествующих христианских подвижников. Аскетизм
святых отцов, авторов сочинений, которые мы читаем
сегодня, это тот же аскетизм, носителями которого бы­
ли и апостолы, и первые христиане. Аскетизм практиче­
ски современен Церкви. Пахомиевские иноки, последо­
ватели св. Пахомия Великого, египетского подвижника
IV века и родоначальника общежительного или кино
вийного монашества, рассматривали свою общину как
прямое продолжение первохристианской апостольской
общины. Именно не возрождение, а продолжение! И эта
глубинная связь монашества и древнего апостольского
аскетизма несомненна. Об этом я писал в своей книге
«Древнехристианский аскетизм и зарождение мона­
шества».
405