Христианство как труд и подвижничество
Древнее монашество
Иногда у людей складывается мнение, что аскетизм
предназначен только для узкого круга, для монахов или
каких-то «избранных подвижников», но на самом деле
аскетизм —это явление очень широкое и, позволю себе
сказать, доступное для каждого православного христиани
на или, точнее, желающего стать истинным христианином.
Преподобный Анастасий Синаит (VII век), как и многие
отцы Церкви, говорит, что нет ни одного существа на зем
ле, которое было бы «апроноитос» (ἀπϱονόητος) —то есть
лишено Божественного Промысла. Промысл же состоит
в том, что Бог желает спасения всех. Путь же ко спасе
нию один —труд и подвижничество. Поэтому аскетизм
как путь к Богу предназначен для любого православного
христианина.
Естественно, что монашество в своем идеальном
выражении подразумевает высокую степень аскетиз
ма, оно является сосредоточением всего восточно-хри
стианского аскетизма, но аскетизм существовал и без
монашества. Аскетизм древнее монашества, просто мо
нашество как бы сконцентрировало в себе опыт пред
шествующих христианских подвижников. Аскетизм
святых отцов, авторов сочинений, которые мы читаем
сегодня, это тот же аскетизм, носителями которого бы
ли и апостолы, и первые христиане. Аскетизм практиче
ски современен Церкви. Пахомиевские иноки, последо
ватели св. Пахомия Великого, египетского подвижника
IV века и родоначальника общежительного или кино
вийного монашества, рассматривали свою общину как
прямое продолжение первохристианской апостольской
общины. Именно не возрождение, а продолжение! И эта
глубинная связь монашества и древнего апостольского
аскетизма несомненна. Об этом я писал в своей книге
«Древнехристианский аскетизм и зарождение мона
шества».
405