Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера)

Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера). -М.:Сибирская Благозвонница, 2011. -432

2011

Содержание

Предисловие автора

СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕЦЕРКОВНОГО БОГОСЛОВИЯ И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ (Некоторые размыш ления)

ЦЕРКОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ В ПЕРИОД ОТ ПЕРВОГО ДО ВТОРОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА: 325 - 381 ГОДЫ

ЦЕРКОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ХРИСТОЛОГИЧЕСКИХ СПОРОВ: СОБЛАЗНЫ ЕРЕСЕЙ И БОРЬБА ЗА ПРАВОСЛАВИЕ

ХРИСТИАНСТВО КАК ФИЛОСОФИЯ ИЛИ ЛЮБОМУДРИЕ ПО ХРИСТУ ПО СВИДЕТЕЛЬСТВУ ГРЕЧЕСКИХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ И ЦЕРКОВНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ II-VIII ВЕКОВ (Некоторые наблюдения)

СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ТАИНСТВЕ ПОКАЯНИЯ (Некоторые аспекты)

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕХРИСТИАНСКОЙ И РАННЕВИЗАНТИЙСКОЙ ЭКЗЕГЕЗЫ (II — начало VIII веков)

ВОПРОС О ПРЕДЕЛАХ ВЕДЕНИЯ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА (Мф. 24, 36; Мк. 13, 32; Лк. 2, 52; Ин. 11, 34) И ЕГО РЕШЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СВЯТООТЕЧЕСКОГО ПРЕДАНИЯ

СУЩНОСТЬ СОБОРНОГО СОЗНАНИЯ В ДРЕВНЕЦЕРКОВНОЙ ПИСЬМЕННОСТИ: ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ

OCR
Святые отцы в истории Православной Церкви

Замечательный образец подвижника в миру являет и наш
современник Николай Евграфович Пестов, сочинения
которого лишь сравнительно недавно увидели свет.

Борьба со страстями:
отсекание их или преображение?
Греческое слово «патос» (πάϑ ος) — страсть, так же,
как и «апатейя» (ἀπάϑεια) —состояние отсутствия стра­
сти, существовали и до христианства, и учение о страстях
и преодолении их особенно активно разрабатывалось
в стоицизме. Под страстью часто понималось воздей­
ствие на человека извне, некое состояние подверженно­
сти чему-либо. Например, известна любовная страсть,
которая овладевает человеком, и он становится ей полно­
стью подвластен, не имея сил преодолеть ее.
Что внесло христианство в это известное уже с древ­
ности понятие «страсти»? Прежде всего то, что страсть
является результатом грехопадения. При грехопадении
извратился весь состав человека, весь его физический
и эмоциональный мир, так же, как и способность его
познания. Для древних же греков страсть была неким
естественным состоянием человека. С христианской точ­
ки зрения борьба со страстью должна иметь конечным
результатом возвращение к тому состоянию, в котором
человека создал Бог, то есть к жизни «по природе», но
природе, созданной Богом; нынешнее же состояние че­
ловека является противоестественным.
Бесстрастие или «апатейя» —состояние, противопо­
ложное «страсти», у стоиков понимается как подавление
страсти, лишение ее всякого движения, влияния, энергии,
потенции. Таким образом, «апатейя» —величина лишь
отрицательная. Логичным следствием этого состояния
может быть только смерть. Как «лучшим лекарством от
408