Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера)

Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера). -М.:Сибирская Благозвонница, 2011. -432

2011

Содержание

Предисловие автора

СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕЦЕРКОВНОГО БОГОСЛОВИЯ И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ (Некоторые размыш ления)

ЦЕРКОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ В ПЕРИОД ОТ ПЕРВОГО ДО ВТОРОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА: 325 - 381 ГОДЫ

ЦЕРКОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ХРИСТОЛОГИЧЕСКИХ СПОРОВ: СОБЛАЗНЫ ЕРЕСЕЙ И БОРЬБА ЗА ПРАВОСЛАВИЕ

ХРИСТИАНСТВО КАК ФИЛОСОФИЯ ИЛИ ЛЮБОМУДРИЕ ПО ХРИСТУ ПО СВИДЕТЕЛЬСТВУ ГРЕЧЕСКИХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ И ЦЕРКОВНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ II-VIII ВЕКОВ (Некоторые наблюдения)

СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ТАИНСТВЕ ПОКАЯНИЯ (Некоторые аспекты)

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕХРИСТИАНСКОЙ И РАННЕВИЗАНТИЙСКОЙ ЭКЗЕГЕЗЫ (II — начало VIII веков)

ВОПРОС О ПРЕДЕЛАХ ВЕДЕНИЯ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА (Мф. 24, 36; Мк. 13, 32; Лк. 2, 52; Ин. 11, 34) И ЕГО РЕШЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СВЯТООТЕЧЕСКОГО ПРЕДАНИЯ

СУЩНОСТЬ СОБОРНОГО СОЗНАНИЯ В ДРЕВНЕЦЕРКОВНОЙ ПИСЬМЕННОСТИ: ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ

OCR
Вопрос о пределах ведения Господа нашего Иисуса Христа

и случилось в несторианстве, стремился подчеркнуть
«домостроительную условность» такого человеческого
неведения в отношении Христа как Богочеловека, ибо
в силу «взаимообщения свойств» и «перихоресиса» (вза­
имопроникновения) природ оно, как и вся человеческая
природа Господа, обожилось. Блж. Феодорит же, боясь,
что подобная тенденция, доведенная до крайности, при­
ведет к слиянию природ в Богочеловеке (что и случилось
в аполлинарианстве и монофизитстве), пытался акцен­
тировать различие во Христе человеческого неведения
и Божественного всеведения. Эмоциональный накал
полемики грозил превратить такое акцидентальное не­
понимание двух выдающихся христианских богословов
в субстанциальное противоречие. Появление на исто­
рической сцене мощного движения монофизитства еще
более усугубило эту угрозу.

Проблема неведения Христа
в VI — начале VII века.
Ересь агноитов
При беглом внешнем взгляде кажется, что монофизи
ты, стремясь следовать во всем св. Кириллу Александрий­
скому, одинаково с ним решали и проблему неведения
Господа. В частности, Тимофей Элур, говоря о вопросе
Христа относительно места захоронения Лазаря, заме­
чает, что данный вопрос следует понимать «домостро­
ительно», а не так, будто Спаситель действительно не
знал этого места. Однако понимание «домостроитель­
ного» обрело в монофизитстве несколько иной оттенок,
чем у св. Кирилла. Высказываясь о Лице Богочелове­
ка, монофизиты постоянно пользовались различиями:
«как Бог —как человек», «Божественным образом —че­
ловеческим образом» и «согласно естеству —согласно
321