Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера)

Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера). -М.:Сибирская Благозвонница, 2011. -432

2011

Содержание

Предисловие автора

СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕЦЕРКОВНОГО БОГОСЛОВИЯ И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ (Некоторые размыш ления)

ЦЕРКОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ В ПЕРИОД ОТ ПЕРВОГО ДО ВТОРОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА: 325 - 381 ГОДЫ

ЦЕРКОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ХРИСТОЛОГИЧЕСКИХ СПОРОВ: СОБЛАЗНЫ ЕРЕСЕЙ И БОРЬБА ЗА ПРАВОСЛАВИЕ

ХРИСТИАНСТВО КАК ФИЛОСОФИЯ ИЛИ ЛЮБОМУДРИЕ ПО ХРИСТУ ПО СВИДЕТЕЛЬСТВУ ГРЕЧЕСКИХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ И ЦЕРКОВНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ II-VIII ВЕКОВ (Некоторые наблюдения)

СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ТАИНСТВЕ ПОКАЯНИЯ (Некоторые аспекты)

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕХРИСТИАНСКОЙ И РАННЕВИЗАНТИЙСКОЙ ЭКЗЕГЕЗЫ (II — начало VIII веков)

ВОПРОС О ПРЕДЕЛАХ ВЕДЕНИЯ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА (Мф. 24, 36; Мк. 13, 32; Лк. 2, 52; Ин. 11, 34) И ЕГО РЕШЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СВЯТООТЕЧЕСКОГО ПРЕДАНИЯ

СУЩНОСТЬ СОБОРНОГО СОЗНАНИЯ В ДРЕВНЕЦЕРКОВНОЙ ПИСЬМЕННОСТИ: ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ

OCR
Древнехристианская и ранневизантийская экзегеза

(Писаний) без искажения и правильное и тщательное,
безопасное и чуждое богохульства истолкование Писа­
ний и превосходнейший дар любви, который драгоцен­
нее познания, и славнее пророчества, и превосходнее
всех других дарований»1. Именно этот постулат, что
вне Церкви невозможно никакое истинное понимание
и истолкование Писания, является стержнем всей по­
следующей святоотеческой экзегезы. В начале XX века
предельно четкое определение данного постулата было
дано священномучеником Иларионом (в миру Владими­
ром Троицким): «Священное Писание —одно из прояв­
лений общей благодатной жизни Церкви. Оно —имуще­
ство церковное, драгоценное и бесценное, но имущество
именно церковное. Священное Писание нельзя отрывать
от общей жизни церковной. Только Церковь дает смысл
существованию Писания. Священное Писание не есть
самостоятельная величина; его нельзя считать совне дан­
ным для Церкви законом, который она может исполнять
и от которого она может отступать. Священное Писание
явилось в недрах Церкви и ради Церкви»2.

2. Расцвет древнецерковной экзегезы.
Александрийское и антиохийское
направления в ней. Священное Писание
в древнем монашестве
Все названные принципы подхода к Священному Пи­
санию, намеченные в самом начале становления древ­
нецерковной письменности, продолжали определять
1 Св. Ириней Лионский. Творения. С. 409.
2 Архимандрит Иларион (Троицкий). Священное Писание и Цер­
ковь. М., 1914. С. 9.

279