Древнехристианская и ранневизантийская экзегеза
(Писаний) без искажения и правильное и тщательное,
безопасное и чуждое богохульства истолкование Писа
ний и превосходнейший дар любви, который драгоцен
нее познания, и славнее пророчества, и превосходнее
всех других дарований»1. Именно этот постулат, что
вне Церкви невозможно никакое истинное понимание
и истолкование Писания, является стержнем всей по
следующей святоотеческой экзегезы. В начале XX века
предельно четкое определение данного постулата было
дано священномучеником Иларионом (в миру Владими
ром Троицким): «Священное Писание —одно из прояв
лений общей благодатной жизни Церкви. Оно —имуще
ство церковное, драгоценное и бесценное, но имущество
именно церковное. Священное Писание нельзя отрывать
от общей жизни церковной. Только Церковь дает смысл
существованию Писания. Священное Писание не есть
самостоятельная величина; его нельзя считать совне дан
ным для Церкви законом, который она может исполнять
и от которого она может отступать. Священное Писание
явилось в недрах Церкви и ради Церкви»2.
2. Расцвет древнецерковной экзегезы.
Александрийское и антиохийское
направления в ней. Священное Писание
в древнем монашестве
Все названные принципы подхода к Священному Пи
санию, намеченные в самом начале становления древ
нецерковной письменности, продолжали определять
1 Св. Ириней Лионский. Творения. С. 409.
2 Архимандрит Иларион (Троицкий). Священное Писание и Цер
ковь. М., 1914. С. 9.
279