Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера)

Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера). -М.:Сибирская Благозвонница, 2011. -432

2011

Содержание

Предисловие автора

СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕЦЕРКОВНОГО БОГОСЛОВИЯ И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ (Некоторые размыш ления)

ЦЕРКОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ В ПЕРИОД ОТ ПЕРВОГО ДО ВТОРОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА: 325 - 381 ГОДЫ

ЦЕРКОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ХРИСТОЛОГИЧЕСКИХ СПОРОВ: СОБЛАЗНЫ ЕРЕСЕЙ И БОРЬБА ЗА ПРАВОСЛАВИЕ

ХРИСТИАНСТВО КАК ФИЛОСОФИЯ ИЛИ ЛЮБОМУДРИЕ ПО ХРИСТУ ПО СВИДЕТЕЛЬСТВУ ГРЕЧЕСКИХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ И ЦЕРКОВНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ II-VIII ВЕКОВ (Некоторые наблюдения)

СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ТАИНСТВЕ ПОКАЯНИЯ (Некоторые аспекты)

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕХРИСТИАНСКОЙ И РАННЕВИЗАНТИЙСКОЙ ЭКЗЕГЕЗЫ (II — начало VIII веков)

ВОПРОС О ПРЕДЕЛАХ ВЕДЕНИЯ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА (Мф. 24, 36; Мк. 13, 32; Лк. 2, 52; Ин. 11, 34) И ЕГО РЕШЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СВЯТООТЕЧЕСКОГО ПРЕДАНИЯ

СУЩНОСТЬ СОБОРНОГО СОЗНАНИЯ В ДРЕВНЕЦЕРКОВНОЙ ПИСЬМЕННОСТИ: ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ

OCR
Святые отцы в истории Православной Церкви

3. Завершение «классического» этапа
в развитии древнецерковной экзегезы:
преп. Максим Исповедник
и преп. Иоанн Дамаскин
Многие существенные черты древней христианской
экзегезы суммировал в своих творениях один из самых
выдающихся византийских богословов —преп. Максим
Исповедник. Его изъяснения Священного Писания раз­
виваются преимущественно в русле александрийской
традиции. Наиболее примечательной чертой толкований
преп. Максима является та, что духовно-аскетическая
тенденция пронизывает все эти изъяснения. Данная тен­
денция явственно выступает в следующих словах препо­
добного отца: «Не вызывает сомнения, что избрали удел,
противоположный Христу, и не познали всего таинства
Воплощения Его те, которые зарыли силу своей мысли
в букве, не желая быть по образу и по подобию Божию
(Быт. 1, 26), а стремясь, по угрозе [Бога], быть землей
и в землю отойти (Быт. 3,19). Ведь буква связана с зем­
лей, а дух —с небом: “на воздухе”, то есть на умном осия
нии, “на облаках”, то есть на возвышенных созерцаниях,
в сретение Господу восхищены будут, и так всегда с Госпо­
дом будут (1 Фес. 4 , 17) только те, кто благодаря ведению
предпочитают [дух букве]»1. Как считает С. Л. Епифанович
, в подобного рода «своих утверждениях преп. Максим,
несомненно, прав. Буквально история действительно не
1 См. наш перевод: Творения преподобного Максима Исповедни­
ка. Кн. 2. М., 1994. С. 182. Ср. замечание, что понятия «буква» и «дух»
есть, «пожалуй, главная пара категорий, отражающая, согласно Мак­
симу, христианское понимание Писания» (Доброцветов П. К. Свя­
щенное Писание как предмет созерцания у преподобного Максима
Исповедника / / Альфа и Омега. 2006. № 2 (46). С. 43).

296