Святые отцы в истории Православной Церкви
3. Завершение «классического» этапа
в развитии древнецерковной экзегезы:
преп. Максим Исповедник
и преп. Иоанн Дамаскин
Многие существенные черты древней христианской
экзегезы суммировал в своих творениях один из самых
выдающихся византийских богословов —преп. Максим
Исповедник. Его изъяснения Священного Писания раз
виваются преимущественно в русле александрийской
традиции. Наиболее примечательной чертой толкований
преп. Максима является та, что духовно-аскетическая
тенденция пронизывает все эти изъяснения. Данная тен
денция явственно выступает в следующих словах препо
добного отца: «Не вызывает сомнения, что избрали удел,
противоположный Христу, и не познали всего таинства
Воплощения Его те, которые зарыли силу своей мысли
в букве, не желая быть по образу и по подобию Божию
(Быт. 1, 26), а стремясь, по угрозе [Бога], быть землей
и в землю отойти (Быт. 3,19). Ведь буква связана с зем
лей, а дух —с небом: “на воздухе”, то есть на умном осия
нии, “на облаках”, то есть на возвышенных созерцаниях,
в сретение Господу восхищены будут, и так всегда с Госпо
дом будут (1 Фес. 4 , 17) только те, кто благодаря ведению
предпочитают [дух букве]»1. Как считает С. Л. Епифанович
, в подобного рода «своих утверждениях преп. Максим,
несомненно, прав. Буквально история действительно не
1 См. наш перевод: Творения преподобного Максима Исповедни
ка. Кн. 2. М., 1994. С. 182. Ср. замечание, что понятия «буква» и «дух»
есть, «пожалуй, главная пара категорий, отражающая, согласно Мак
симу, христианское понимание Писания» (Доброцветов П. К. Свя
щенное Писание как предмет созерцания у преподобного Максима
Исповедника / / Альфа и Омега. 2006. № 2 (46). С. 43).
296