Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера)

Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера). -М.:Сибирская Благозвонница, 2011. -432

2011

Содержание

Предисловие автора

СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕЦЕРКОВНОГО БОГОСЛОВИЯ И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ (Некоторые размыш ления)

ЦЕРКОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ В ПЕРИОД ОТ ПЕРВОГО ДО ВТОРОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА: 325 - 381 ГОДЫ

ЦЕРКОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ХРИСТОЛОГИЧЕСКИХ СПОРОВ: СОБЛАЗНЫ ЕРЕСЕЙ И БОРЬБА ЗА ПРАВОСЛАВИЕ

ХРИСТИАНСТВО КАК ФИЛОСОФИЯ ИЛИ ЛЮБОМУДРИЕ ПО ХРИСТУ ПО СВИДЕТЕЛЬСТВУ ГРЕЧЕСКИХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ И ЦЕРКОВНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ II-VIII ВЕКОВ (Некоторые наблюдения)

СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ТАИНСТВЕ ПОКАЯНИЯ (Некоторые аспекты)

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕХРИСТИАНСКОЙ И РАННЕВИЗАНТИЙСКОЙ ЭКЗЕГЕЗЫ (II — начало VIII веков)

ВОПРОС О ПРЕДЕЛАХ ВЕДЕНИЯ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА (Мф. 24, 36; Мк. 13, 32; Лк. 2, 52; Ин. 11, 34) И ЕГО РЕШЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СВЯТООТЕЧЕСКОГО ПРЕДАНИЯ

СУЩНОСТЬ СОБОРНОГО СОЗНАНИЯ В ДРЕВНЕЦЕРКОВНОЙ ПИСЬМЕННОСТИ: ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ

OCR
Вопрос о пределах ведения Господа нашего Иисуса Христа

практически исключили возможность любого неведения
Христа... Не подвергая сомнению оба принципа —а их
вычленение обусловило серьезный прогресс в церков­
ном понимании Лица (личности) Христа, —все же, ве­
роятно, нельзя не сказать, что подобные интерпретации
со стороны отцов Церкви не полностью отвечают словам
Евангелия»1. Не говоря о последней фразе (выделенной
нами), абсолютно неприемлемой с православной точки
зрения (явный разрыв Священного Предания и Священ­
ного Писания), можно отметить, что это суждение като­
лического теолога базируется на априорном убеждении:
богословие должно «конструироваться» по принципу
логической непротиворечивости. А данный постулат
уничтожает в самом зародыше всякую возможность
подлинно христианского богословия, альфой и омегой
которого является духовный опыт, часто встающий в не­
примиримое противоречие с принципом рассудочно­
логической непротиворечивости.

Выводы
Обозревая все выше приведенные мнения отцов
Церкви и древнецерковных писателей по вопросу о не­
ведении Христа, можно констатировать, что они не всег­
да однозначны2. И дело здесь, на наш взгляд, не только
1Шенборн К. Бог послал Сына Своего. Христология. С. 180-181.
2 См. на сей счет высказывание: «Как в решении общего вопроса
о характере знания Христа, так и еще более в объяснении послед­
него места (Мф. 24, 36 и Мк. 13, 32. —А. С.) не только позднейшие
богословы, но и святые отцы не согласны между собою» ( Скабалла
нович М. Communicatio idiomatum / / Богословская энциклопедия.
Т. 12. СПб., 1911. С. 609). Правда, мы бы не употребляли такого
резкого и неадекватного выражения, как «не согласны», заменив
341